Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

365 стов, здесь он слился с культами дохристианских божеств. Грузинская истори- ческая наука признает, что св. Георгий занял место языческого божества луны [8, С. 85], существует мнение, которое ставит под сомнение связь св. Георгия с божеством луны [14, С. 369–373]. В масштабе всей Грузии св. Георгий, преж- де всего, выступает качестве покровителя человека и семьи, к этому добавляют функции, обусловленные бытовыми особенностями того или иного региона. По всей Грузии обнаружены различные святилища, посвященные женским божествам. В равнинной Грузии это святилища Богородицы Марии (кроме ред- ких исключений, напр. Святилище св. Барбале). В горных регионах встречают- ся Адгилис Деда, Тамар-дедупали (Тамар-царица), Дали и т. д. Их женская при- рода обнаруживалась в их функциях и в народных представлениях. Выступали они в качестве божеств плодородия. К Барабале обращались с просьбами о раз- множении крупного рогатого скота, даровании людям и домашней птице пло- довитости, а также лечение людей от заболеваний [3, С. 34–35]. В Пшави ана- логом Барбале как божества-врачевателя является Тамар аким дедупали (Тамар- царица врачевательница). Некоторые ученые считали ее языческим божеством, которое позднее слилось с культом Тамар-мепе (царицей Тамар), другие ее происхождения связывают непосредственно с царицей Тамар. В народных представлениях Адгилис Деда и пресвятая Богородица покро- вительствовали семье, человеку, скоту. Часто в представлениях Восточной Гру- зии их образы сливались воедино, а кое-где их даже упоминают как одно боже- ство – Адгилис Деда-Гвтисмшобели [5, С. 563]. Близкие или аналогические функции приписывали сванской Ламари (св. Мариам), в функции которой вхо- дило покровительство семье и скоту. С вышеуказанными божествами проявля- ет сходство, распространенное в Восточной Грузии Сахлтангелози (ангел дома, семьи), аналогией которого в Западной Грузии (Самегрело) является Нерчис Ангелози. Данные божества управляли плодородием земли, деторождением и благополучием скота. С утверждением христианства этот культ слился с куль- том Пресвятой Богородицы [1, С. 72–83; 2, С. 106]. Приведенные материалы свидетельствуют о синкретизме христианских и дохристианских верований у грузин. Восприняв христианский культ, грузины сохранили многие элементы традиционных верований. С древними религиоз- ными культами тесно связан целый комплекс обычаев и обрядов, в которых от- четливо видны следы магическо-религиозных действий и дошедших до нас представлениях о христианских божествах. Литература 1. Абакелия, Н. К. Миф и ритуал в Западной Грузии / Н. К. Абакелия.– Тбилиси, 1991. 2. Бардавелидзе, В. В. Древнейшие религиозные верования и обрядовое гра- фическое искусство грузинских племен / В. В. Бардавелидзе.– Тбилиси, 1957. 3. Бардавелидзе, В. В. Из истории древнейших верований грузин: (Божест- во Барбал/Бабар) / В. В. Бардавелидзе.– Тбилиси, 1941.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=