Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

364 ет мнение, что луна была древнейшим верховным божеством грузин [7, С. 88]. Исследователи выявили не один факт поклонения луне, а также существование женского божества солнца Барбар / Бабар [3; 2, С. 15]. Н. Ф. Дубровин в своем труде писал, что пшавы поклонялись нередко деревьям, имели священную ро- щу и другие места, считаемые ими святыми. Пшавы увековечивали древний дуб, к которому никто не мог прикасаться и называли его ангельским дубом. Они верили, что в нем живет их ангел-хранитель [13, С. 292]. Языческие верования, представления и культы создавали цельную систе- му. Исследуя пантеон языческих божеств, грузинские ученые выделили в нем «седьмицу верховных божеств», каждое из которых сопоставляли с одним из дней недели лунного календаря и которые в свою очередь олицетворяли семь светил. Они были четко дифференцированы и наделены специфическими свой- ствами и функциями [8, С. 120–137]. Анализ религиозной системы жителей горных регионов Грузии позволил выявить более раннюю форму пантеона, где выделяется триада верховных божеств: Мориге гмерти (бог-порядко- учреждитель), Мзекали (солнце-дева) и Квириа (животворящий), которые явля- лись предводителями общинно-племенных божеств. Далее следовали младшие божества – крупные и мелкие гвитисшвилеби (дети бога), который народ пред- ставлял в виде звезд [2, С. 32–33]. Они делились на региональные, общинные, сельские, родовые божества. Главное божество-общегрузинский верховный бог неба (Мориге гмерти / Дамбадебели/Пусна буасди – Создатель, Творец) упоря- дочивал земные дела при посредстве гвитисшвилеби и других второстепенных персонажей. В пантеоне сванских божеств верховную триаду представляли только мужские божества: Хоша Гермерти, Мтаварангелози (Архангел), и Джграги (св. Георгий). В данном пантеоне значительное место занимала «равная Богороди- це» Ламариа – божество земли. Женское божество солнца и бог, как всесиль- ные оплодотворяющие начала, представляли собой божества плодородия и размножения растений и людей [4, С. 305]. В соответствии с верованиями грузинских горцев, гвитисшвилеби владели определенными территориями, т. е. сакмо , с проживающим там населением. Спецификой народных религиозных представлений грузин является их синкретичность. С принятием христианства, существующие в разных уголках, Грузии объекты религиозного поклонения и связанные с ними культы являли собой своеобразный синтез дохристианских культов и элементов христианской религии. Причем где-то превалируют архаические пласты, а где-то – христиан- ские элементы. Наравне с древними местными божествами ( Адгилис Деда, Ко- пала, Жини Антари, Авсати и др.) поклонялись святым христианского проис- хождения – св. Георгию, Пресвятой Богородице, св. Троице, Иоанну Крестителю и др. При этом христианским святым приписывали качества, кото- рые были присущи слившимся с ними древними языческими божествами. В Грузии повсеместно распространен культ св. Георгия, который был привне- сен в Грузию из греко-византийского культурного круга. По мнению специали-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=