Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

363 Т. Э. Хасаия ДОХРИСТИАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГРУЗИН Научный руководитель – доктор ист. наук, профессор Е. П. Мартынова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Исследованию традиционных верований всегда уделялось большое внима- ние и сегодня они вызывают значительный интерес. Данный вопрос привлекал внимание многих ученых. В статье рассматриваются достижения исследовате- лей, изучавших традиционные религиозные представления грузин. Исследова- тели использовали письменные исторические источники, данные археологии, фольклорный материал и многочисленный этнографический материал, который собирался во время экспедиций на всей территории Грузии. Грузинские народные верования включают в себя напластования различ- ных исторических эпох. В них сосуществуют, сливаются воедино или сменяют друг друга культы антропоморфных, зооморфны, астральных божеств как дох- ристианских, так и более поздних периодов. Эти божества предстают в качестве покровителей групп людей, регулируют религиозный и социальный быт семьи, села, общины и т. д. Они вовлечены в определенную систему культа и являются носителями определенных функций и обязанностей. Многие исследователи ин- тересовались вопросами древнегрузинской религии: Н. Я. Марр [12], И. А. Джава- хишвили [7], В. В. Бардавелидзе [2; 3; 4] и др. В древности грузины поклонялись небу, солнцу, луне, звездам, земле, жи- вотным, деревьям, птицам и т.д. [9, C. 117, 120, 125]. Весомым доказательством этому является обнаруженная в Вани грекоязычная надпись, где в качестве объ- ектов религиозного культа местного населения названы солнце, луна, звезды, земля [См.: 10]. В грузинских летописях [11, С. 25] упомянуты древнейшие гру- зинские божества дохристианского периода: Армази, Задени, Гаци, Аинина, Бочи, однако в дошедших до нас мифах и религиозных представлениях их сле- ды не прослеживаются, поскольку они были уничтожены в результате сверже- ния идолов и утверждения христианства. Сохранилось лишь название Бочи и частично его культ, он считался божеством-покровителем зверей и дарующим плодородие [8, С. 83; 5]. До наших дней дошли пережитки почитания природных объектов: воды, скал, деревьев, камней, земли, небесных светил и др. Согласно этнографиче- ским данным, эти объекты возведены или в ранг божеств, или у них есть свои покровители-божества. Например, земля, которая имеет собственное божество в виде Адгилис Деда (Мать места, дома, семьи) и ее аналогов [8, С. 128; 6], а небесные светила – солнце и луна – сами превратились в божества. Существу-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=