Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

361 учителя всего мира отдают предпочтение консервативным методам обучения, что не всегда оправдано. Умеет ли сегодняшний ученик увидеть эти математи- ческие элементы, связи и структуры в реальном мире? Ответ: нет или почти нет. Школьник может с удовольствием решать тригонометрические уравнения. Но встанет перед ним задача узнать расстояние до дерева на горизонте, сразу ли он вспомнит определение синуса острого угла прямоугольного треугольни- ка? Школьник, легко решающий примеры по упрощению выражений, применит формулу сокращённого умножения для устного счёта? Мне кажется, актуаль- ной задачей сегодняшней методики математики является перевод математиче- ской задачи на иные рельсы, рельсы, которые свяжут мир цифр и фигур и мир живой и неживой природы. И лучше всего с этой задачей справятся информационно-коммуника- ционные технологии. Как минимум, по трём причинам. Первое: наглядность. Второе: доступность. Третье: актуальность. Современное образование диктует свои требования, и ученик должен обладать поистине огромным объёмом зна- ний, навыков и умений. Нередко учителю приходится разрабатывать собствен- ные методические приёмы, чтобы донести до школьника содержание темы уро- ка. Применение компьютера позволяет использовать его широкие возможности для создания наглядных образов, что значительно облегчает процесс изучения геометрии, ибо, по словам академика А. Д. Александрова, в геометрии «строгая логика соединена с наглядным представлением, в котором они взаимно органи- зуют и направляют друг друга» [1, с. 56]. Более подробно вопросы возможно- стей применения ИКТ в геометрии и математике в целом рассмотрены в [2]. Мультимедийные средства подачи информации давно вошли в нашу жизнь и хорошо себя в ней ощущают. У каждого ребёнка есть смартфон или планшет, а иногда и то, и другое. Компьютер стал повседневным средством уюта и быта. Для детей является хорошей приманкой яркость цветного дисплея, детальная визуали- зация эффектов, динамика изображений. Мальчик или девочка, уверенно листаю- щие сенсорную панель, погружаются в этот мир, чувствуют там себя комфортно, защищённо и уверенно. Порой ребёнок не понимает, что именно он делает в той или иной игре. Отчасти он загипнотизирован. Каждый производитель игровой ин- дустрии пытается предоставить свой продукт. И продукт этот всегда обладает раз- ным эффектом. Одни игры обладают разрушающим эффектом, некоторые – успо- каивают. Нас же с точки зрения заявленной темы интересуют те игры, которые с одной стороны повысят интерес к математике, а с другой, будут отдельным сред- ством для повышения уровня знаний, совершенствования. Выигрышной стратегией будет введение в эту сферу тех приложений и технологий, которые сведут умерен- ное пользование детей средств ИКТ к полезной действенной работе над собой. ИКТ это не только интерактивная доска, где учитель выводит формулы и доказательства теорем. Это мостик, который проложен в ту страну, где ре- бёнок будет доверять всему тому, что там есть. Проходя различные игры, дети попадают под эффект заражения: ученик идёт к однокласснику и пред- лагает тоже поиграть в эту игру. И это может стать модной тенденцией и ин-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=