Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

324 П. П. Борисов [3, с. 92], выделяет ещё одну группу затруднений, которые непосредственно не зависят от воли учителей и учащихся. К ним автор относит слабую материально-техническую базу школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, не разработанность проблем языка обучения. Из всех представленных выше причин трудностей подростков в процессе обучения, нас, в большей степени, интересует психолого-педагогические при- чины, так как мы можем повлиять только на них. Для того чтобы преодолеть трудности в процессе обучения в условиях конкретного класса и школы, необходимо понять, "что же мешает учиться каж- дому ученику?" При выборе материалов для диагностики мы опирались на работы Ю. К. Бабанского [2] и П. А. Киршина [4]. На основе их работ, мы разработали программу наблюдения за степенью сформированности коммуникативных на- выков, которые влияют на грамотность ученика. Исходя из вышесказанного, на первом этапе нам важно было продиагно- стировать уровень обученности русскому языку (грамотности). Мы провели диктанты по теме "Имя числительное" (6 класс), "Предлог" (7 класс), чтобы оп- ределить уровень сформированности у детей коммуникативных навыков, таких, как умение слушать и слышать, воспринимать информацию на слух и т. д. На втором этапе мы определили уровень обученности русскому языку всех учащихся (критический, низкий, средний и высокий). На основании этого раз- делили детей по группам, в зависимости от уровня обученности. Таким обра- зом, в 6 классе из 19 человек двое учащихся оказались с критическим уровнем обученности, 6 с низким, 6 со средним и 5 с высоким уровнем обученности. В 7 классе из 16 человек четверо имеют критический уровень обученности, 6 чело- век имеют низкий уровень обученности, 3 ученика имеют средний уровень обученности и трое учащихся имеют высокий уровень обученности. В поле нашего исследования попадают 8 учащихся из 6 класса и 10 из 7 (с критическим и низким уровнем обученности). Эти ученики показали, что их уровень развития коммуникативных навыков крайне низок, так как их ошибки были в большей степени из-за неумения слушать и слышать. На основании проведённой диагностики мы можем сказать, что трудности в освоении русского языка могут быть обусловлены уровнем развития комму- никативных навыков. Вместе с тем, возможны и другие факторы, влияющие на возникновение трудностей в процессе обучения. Они могут быть связаны с тем, что у одних детей большое количество пропусков занятий, у других, с пробле- мы в семье и т. д. Но, можно однозначно сказать, что, определив их в одну группу, мы не можем рассматривать эти группы как одно целое (т.е. не можем говорить, что у детей из 1 группы одна и та же проблема), необходимо пони- мать, что несколько детей сразу может иметь критический уровень обученно- сти, но причины этого критического уровня будут разными.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=