Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее
323 А. А. Субботина АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Научный руководитель – доктор пед. наук, профессор А. А. Орлов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого В современном образовательном процессе, согласно требованиям ФГОС ООО, в 6–7 классах наряду с личными и предметными результатами важно формирование и метапредметных результатов . Метапредметные результаты за- нимают особое место, так как их формирование – ключ к решению предметных проблем, а также они играют огромную роль для личного развития ребёнка. Особенно важно формирование у подростков именно метапредметных ре- зультатов, так как это связано с особенностями данного возрастного периода: 1. У детей подросткового возраста появляется чувство взрослости, которое яв- ляется важнейшим новообразованием (контроль деятельности, выступления и т. д.). 2. Изменяется социальная ситуация развития (переход из начальной шко- лы, дети ещё не до конца адаптировались). 3. Ведущая деятельность подростков – межличностное общение, следова- тельно, у подростков должны быть в полной мере сформированы коммуника- тивные, регулятивные и познавательные УУД (умение слушать и слышать, спо- собность высказать своё мнение и принять чужое и т. д.) На формирование метапредметных результатов оказывают влияние и по- коленческие особенности, которые проявляются в том, что современные подро- стки - это, так называемое, "поколение Z", характерной чертой которого являет- ся феномен «сетевой» личности, который характеризуется изменением самосознания и эмоционально-ценностной сферы. Данный феномен обусловил и специфику когнитивных (клиповость, визуализация мышления) и операцио- нальных составляющих личности [6, с. 3]. В тоже время анализ научных публикаций свидетельствует о том, что у большинства учителей возникают трудности в формировании метапредметных УУД. Для того чтобы учитель мог помочь ребёнку, ему необходимо определить типичные трудности, которые возникают у подростков в процессе обучения. Мы проанализировали трудности, которые выделяют Ю. К. Бабанский [2, с. 125], П. П.Борисов [3, с. 90], П. А. Киршин [4, с. 80] и определили, что все за- труднения условно можно разделить на 3 группы: 1) психофизиологические; 2) особенности семьи; 3) психолого-педагогические.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=