Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

315 богомерзкаго кумира сочтати вожделеете Богопочитаемым иконам» [1, с. 95]. После продолжительных переговоров с миссионерами кондинцы все же согла- сились совершить таинство крещения, но на сожжение древнейшего идола от- давать не решались. После совершения таинства состоялась всеобщая трапеза, некоторых знатных людей Ф. Лещинский пригласил за стой стол в отдельное помещение. За обедом Филофей убедил местных сдать для сожжения изобра- жение Кондинского бога. Но, по сообщению Г. Новицкого, в ночь перед пред- стоящим сожжением изображение Кондинского было перенесено в другое ме- сто, а на сожжение была выдана его копия. О шаманской традиции хантов и манси Г. И. Новицкий упоминает крайне мало. В современной историографии бытует несколько мнений о неразвитости шаманизма у этих народов: ряд авторов (В. Н. Чернецов, В. М. Кулемзин) пи- шут о том, что традиция шаманизма у обских угров не имела четких форм и во- обще не была широко распространена [5], другие авторы считают, что непопу- лярность шаманизма объясняется активной миссионерской деятельностью христиан (напомним, что обские угры раньше всех сибирских народов подверг- лись христианизации) [3, с. 652; 4, с. 75]. Мы считаем, что обе версии имеют право на существование. Монография малороссийского ссыльного Г. Новицкого является первым специальным трудом, посвященным этим немногочисленным сибирским наро- дам. Впервые в истории русской этнографии автор разыскивает разного рода источники, дает попытки их анализа и обобщения. Согласно сведениям Григо- рия Новицкого, у хантов и манси имелись довольно разнообразные представле- ния о сверхъестественном мире, они чтили и уважали своих богов. Труд написан достаточно тяжелым языком, в стиле тогдашних южнорусских богословских учений. В связи с миссионерскими целями поездки к остякам и вогулам, автор целостной системы религиозных взглядов не рассмотрел. Автор вскользь упо- минает о традиции шаманства, о некоторых божествах вовсе писал понаслыш- ке, не всегда удостоверяясь в подлинности услышанного от местных жителей. Конечно, без определенной подготовки и в течение такого короткого времени было сложно в полной мере изучить сложную религиозную составляющую этих народов. Благодаря «Краткому описанию» мы знаем главных богов, глубоко по- читаемых хантами и манси в XVIII в., которые уже к началу XIX в. были не- известны исследователям. Их изображения, как и воспоминания о них, ис- чезли вследствие политики христианизации. Очень точно автор описал систему жертвоприношений, которая у этих народов была довольно сложной. Основательно рассказал о методах насаждения «веры христовой», которые заключались не только в прославлении православия методом чистой пропо- веди, но и подкупах местной верхушки, повсеместном сжигании всех извест- ных святилищ и богов. К труду Г. И. Новицкого обращаются все исследователи по истории Сиби- ри, как к одному из авторитетнейших источников, характеризующий религиоз-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=