Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

313 Автор «Краткого описания» не скрывает своего враждебного отношения к религиозным представлениям остяков и вогулов, характеризуя их «богомерз- ким кумирослужением», «злочестивым идолопоклонением», «идолобесием». Определенные искажения исторической правды, несомненно, присутствуют, но в целом верования хантов и манси изложены Г. Новицким вполне достоверно. У Г. Новицкого, по мнению некоторых исследователей, «невольно проби- ваются ростки рационализма» [7, с.75]. Например, при выяснении причин мно- гобожия остяков, автор приходит к здравому мнению, что оно явилось следст- вием обмана «злохитрецов» (т.е. жрецов), которые создавали бесчисленное количество новых идолов и присваивали себе приношения, таким образом обо- гащаясь за счет верующих. Остяки несли дары божкам, когда обращались к ним с просьбой о помощи, при этом размер этих даров «устанавливает» сам бог (идол) через своих посредников – жрецов. Частая практика жертвоприношений, по мнению Г. Новицкого, приводила к нищете и крайнему разорению «…яко чад и жен своих продаваху заимодавцем своим в работу» [1, с. 57]. Г. И. Новицкий в своем труде называет трех основных, наиболее почитае- мых богов остяков: Старик Обский, Гусь и Кондинский [1, с. 59–60]. Фигура Старика Обского, бога рыб, до приезда Новицкого в Сибирь находилась напро- тив города Самарово. Другое изображение стояло у слияния Иртыша и Оби. Выглядел Старик следующим образом: «доска некая, нос аки труба жестяны, очеса стекляны, роги на главе малые, покрыт различными убищы, сверх одеян червлёною одеждою (с золотою грудью) [1, с. 59]. Рядом с изображением лежа- ла груда оружия, как символ победы над всеми подводными божествами. Ста- рик Обский олицетворяет прадедов и отцов хантов, молятся ему тогда, когда тают ледники. В работе Григория Новицкого показана практика «наказания» Старика, в том случае если лов рыбы был неудачным, и практика его «оправда- ния» и восстановления на законное место после удачного лова. Изображение следующего бога, согласно Новицкому, стояло в Белогор- ских юртах близ реки Оби. Гусь почитался как «бог птиц водных: лебедей, гу- сей и всякого рода птиц…» [1, с. 60]. Этот бог был изваян из меди в сидячем положении. Самым почитаемым среди этих богов, по мнению Новицкого, был Кондин- ский, который стоял в Белогорских юртах вместе с Гусем. Но сведений Новиц- кий об этом божестве оставляет мало, так как сам изображения не видел, а толь- ко слышал о нем от местных. Известно лишь то, что изображение бога было надежно спрятано в Конду (от сюда название «Кондинский»), когда прокатились сведения о надвигающемся массовом крещении язычников Сибири [1, с. 61]. Еще одно священное для хантов место, по сообщению Г. И. Новицкого, находилось в Шокарских юртах. Божество, находившееся там, представляло собой деревянное изображение «подобие человече» с серебряным лицом, кото- рый обладал даром предвидения будущего: оно предсказало грядущее прише- ствие миссионеров и наказало народу биться за сохранение священного изо- бражения и своей языческой веры в целом.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=