Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

312 Ю. А. Соколова СВЕДЕНИЯ Г. И. НОВИЦКОГО О РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ОБСКИХ УГРОВ: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Научный руководитель – доктор ист. наук, профессор Е. П. Мартынова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Первые научные труды, включавшие сбор этнографического материала, были связаны с деятельностью Петра Первого и в большинстве своем проводи- лись по его прямой инициативе. В Петровскую эпоху появляется первая этно- графическая монография на русском языке – «Краткое описание о народе ос- тяцком» ссыльного Григория Новицкого в 1715 году, повествующая о его миссионерской поездке к остякам (ханты) и вогулам (манси) [1]. Монография Г. И. Новицкого до сих пор пользуется большим авторитетом среди современных исследователей Сибири. С XVIII в. начинается активная хри- стианизация сибирского населения. Обские угры раньше всех сибирских народов подверглись христианизации. Конечно, львиная доля населения крестилась фор- мально. Старые религиозные представления сохранялись, но под влиянием пра- вославия претерпели значительные изменения. В своем труде Г. Новицкий пока- зывает картину верований остяков и вогулов до христианского вмешательства, поэтому «Краткое описание» до сих пор не теряет своей актуальности. Целью данной статьи является анализ религиозных представлений хантов и манси на основе монографии Г. И. Новицкого. В Сибири Григорий Новицкий пользовался покровительством митрополи- та Филофея Лещинского и сибирского губернатора князя Матвея Петровича Га- гарина. По приезде в Сибирь Новицкий поступил на службу к Филофею, кото- рый по указу Петра I должен был крестить остяков, вогулов. Совместные поездки к этим народам на протяжении 1712–1715 гг. дали хороший материал, который впоследствии был отражен в «Кратком описании о народе остяцком». Сочинение Григория Новицкого оставалось неизданным до 1884 г. Впер- вые было опубликовано Л. Н. Майковым, но в научный оборот эта работа во- шла уже в XVIII веке, под именем пленного немца И. Мюллера [6, с. 89–90]. Монография Г. И. Новицкого содержит 8 глав, каждые главы делятся на параграфы. В статье рассмотрим главы, посвященные религиозному аспекту. В третьей главе «О злочестии идолопоклонения» описываются религиозные ве- рования остяков, их идолы. В главах 4–8 описывается миссионерская деятель- ность Лещинского, и наблюдения самого автора. Важнейшим источником для Г. И. Новицкого служили не только его личные наблюдения, но и рассказы ме- стных жителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=