Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

307 Н. В. Салькова К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СТАРШИХ КЛАССАХ Научный руководитель – кандидат филол. наук, доцент Ю. Н. Антюфеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Одой из актуальных проблем современного общества, а также приоритет- ным направлением развития образования для школ является инклюзивное обра- зование. «Инклюзивное образование – это форма образования, которую ребе- нок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Это своего рода особый подход к построе- нию общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и потребностей» [2]. Инклюзивное образование опирается на восемь принципов, существова- ние которых обусловлено тем фактом, что совместное обучение “обычных” детей и детей с ОЗВ возможно только в случае соблюдения определённых ус- ловий построения соответствующего учебного процесса. Согласно первому принципу, ценность любой личности не измеряется величиной и количеством её способностей и достижений, поскольку все люди обладают равными права- ми. Любой ребёнок ценен не потому, что он преуспел в какой-то деятельно- сти, а потому, что он человек и имеет право на уважение и всестороннее раз- витие. Второй принцип подкрепляет первый и признаёт в каждом человеке самодостаточную личность, способную думать и чувствовать. Третий принцип отрицает саму возможность изоляции, поскольку каждый человек имеет право на общение, а значит должен полноценно социализироваться, находясь в ком- пании своих ровесников. Таким образом, третий принцип поддерживается четвёртым, исходя из которого, все люди нуждаются друг в друге. Пятый принцип пропагандирует получение успешного образования в реальной среде, в данном случае, прекращение практики, в которой дети с особенностями ос- таются в стороне от общества, является самым основным требованием инклю- зии. Шестой принцип предопределили законы психологии: в обществе каж- дый человек испытывает потребность в дружбе и поддержке других членов общества, в особенности – ровесников и сверстников. Принцип развивающего обучения положен в основу седьмого принципа, согласно которому дети смо- гут достичь прогресса в своём образовании только в том случае, если будут “делать то, чего не могут”. Инклюзивное образование призвано развивать де- тей, ставя перед ними преодолимые препятствия, тем самым подготавливая их к реальным условиям. Восьмой принцип подкрепляет данный постулат, ут-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=