Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

300 Д. А. Рябов К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Научный руководитель – кандидат филол. наук, доцент Ю. Н. Антюфеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Мировая глобализация, включение в нее России способствует активному росту межкультурных коммуникаций между различными странами – от туристи- ческих поездок и выставок до международных конференций и стажировок уче- ных. Владение иностранным языком уже является необходимым условием для развития научно-технических, экономических и культурных связей между госу- дарствами. Спрос на специалистов постоянно растет, да и сами люди испытыва- ют потребность в овладении иностранным языком, связывая это с возможностя- ми лучшего трудоустройства и другими жизненными ценностями. Иностранный язык становится все более востребованным во всех сферах деятельности челове- ка. На первое место выходит понятие «языковой компетенции». Говоря о компетенции, следует отметить, что само это понятие трактуется как «знающий дело, достойный, мастер», а ее наличие – способность пользо- ваться полученными знаниями и умениями при решении различных проблем на основе практического опыта. Понятие «языковая компетенция» довольно молодое. Данный термин был введен американским лингвистом Н. Хомским только в середине XX века. По своей семантике он противопоставляется термину «использование языка» и обозначает способность понимать и производить неограниченное число пра- вильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения. В дальнейшем он изучался многими как зару- бежными (Д. Хайимс, С. Савиньон, С. Муарон), так и российскими учеными (А. Н. Вятюнев, Е. Д. Божович, Т. И. Скрипникова и другие). Е. Д. Божович определяет языковую компетенцию как психологическую систему, включающую два основных компонента: 1. данные речевого опыта, накопленного в процессах общения и деятельности; 2. знания о языке, усвоенные в ходе специально организованного (школь- ного) обучения [1]. Понятие «языковая компетенция» рассматривается как сложная психоло- гическая система, включающая сведения о языке, усвоенные в процессе специ- ального обучения, речевой опыт, накопленный при использовании языка в по- вседневной жизни и сформированное на его основе чувство языка.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=