Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

280 венному воспитанию как инструменту формирования моральных ценностей, необходимых для сближения различных этнических групп в результате муль- тикультурализма. В качестве отправной точки нам необходимо взглянуть на политику в кон- тексте ее участия в рамках права и ряда международных норм и договоров, начиная с международного уровня и заканчивая национальным. На междуна- родной арене существуют соглашения, которые страны обязуются соблюдать и уважать. Одним из таких является принятая в 1948 году Всеобщая декларация прав человека (ООН 1948:3,4), в которой в ст. 18 написано, что «каждый чело- век имеет право на дугу мысли, совести и религии; право менять свою религию или убеждения, а также свободу выражать свою праведность или свои утвер- ждения". Также ст. 26 поясняет, что «образование должно способствовать по- ниманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми или религи- озными группами». «Его личная функция: психическая и личностная интеграция действий, достижение и поддержание психического равновесия и высшая ступень безопасности и осмысленности жизни» (Слаников 2000: 230). Декларация устраняет все формы нетерпимости и дискриминации по религиоз- ному признаку, определяя их как преступление. Другим договором является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966), в соответствии с которым государства-участники обязуются пре- доставить и обеспечивать детей и учащихся религиозным или нравственным воспитанием, которое согласуется с их собственными убеждениями. Другим пактом был Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) 1976 года, в котором признавались гражданские и политические пра- ва и создавались механизмы их защиты. Согласно пакту все государства- участники должны уважать и «обеспечивать религиозное и нравственное вос- питание детей» (МПГПП 1678: 18). Европейская конвенция о защите прав че- ловека (ECHR 2010: 11) подчеркивает принцип свободы: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право предполагает сво- боду изменять свою религию или убеждения, а также свободу выражать свою религию или свои индивидуальные убеждения или коллективно, публично или в частном порядке, включая обучение, практику и соблюдение ритуалов». Как сказал Гегель, «это важно и не может быть чуждым», он утверждает, что у того, кто «захвачен религией» «ограниченная жизнь возрастает до бесконечности» (Лекция по философии религии 2010:716). Подписанный в Лиссабоне в декабре 2007 года всеми государствами-членами Европейского Союза Договор об уч- реждении Европейского сообщества подтверждает принципы "против любой формы дискриминации по признаку пола, расы, этнической принадлежности, религии". В области образования их уважают в соответствии с национальными законами, регулирующими их деятельность, свободу создавать учебные центры в рамках демократических принципов. В течение последних двадцати лет многие политики проводили попытки представить религию как объект в образовательном процессе. Хотя и частично,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=