Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

28 сит характер дальнейших взаимоотношений. Стоит отметить, что первый этап может не иметь дальнейшего развития. Но при развитии знакомства возможно проявление приятельских взаимоотношений – т.е. второго этапа формирования межличностных отношений. Второй этап проявляется в появление, собственно, межличностных отношений, оформлении личностного отношения одного чело- века к другому на разумном (принятие людьми положительных и отрицатель- ных качеств друг друга) и чувствительном (проявление чувств, эмоционального отклика и пр.) уровнях. На третьем этапе, в процессе какой-либо совместной деятельности формируются дружеские отношения. Появляются общие взгляды и интересы, люди поддерживают друг друга. Кроме того, в процессе межлично- стных взаимоотношений людей объединяет общая цель, используемые средства и результаты общей деятельности. Данный этап характеризуются доверием. Любые межличностные отношения характеризуются многообразием форм, которые в свою очередь можно разделить на производственные и бытовые от- ношения. Производственные межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между людьми в силу их должностного положения во время работы, учебы. Чаще всего подобные отношения выступают как формальные. Бытовые межличностные отношения – это отношения, которые не ограничены заданными формальными правилами, они, в свою очередь – неформальные. Выделяют факторы, препятствующие верно принимать и оценивать чело- века: отсутствие умения различать отрицательные и положительные намерения и мотивы действий людей, отсутствие эмпатии, наличие заранее заданных сте- реотипов, оценок, мнений, имеющихся у человека до первого знакомства; на- личие суждений, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к оп- ределенной категории; желание делать преждевременные выводы о личности человека задолго до того, как о нем известна достаточная и исчерпывающая информация на основе стереотипов, внешних наблюдений; отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное мнение. Таким образом для развития и психолого-педагогической коррекции межличностных отношений внутри коллектива воспитанников необходима первичная диагностика, построенная следующим образом: методика наблюде- ния группового взаимодействия; методы выявления социометрической струк- туры группы; диагностика уровня, межличностных отношений в группе; диаг- ностика стиля поведения в конфликтных ситуациях; статистические методы обработки и интерпретации данных. Анализируя вышесказанное, нами был разработан примерный план психо- лого-педагогического мероприятия, которое можно включить в коррекционную программу формирующего эксперимента. Упражнение «Сделай комплимент». Подростки, принимающие участие в мероприятие сидят по кругу. Задача каждого, в данном упражнение, подарить комплимент своему соседу слева, и так по кругу, до последнего участника. Например,: «ты отлично выглядишь»,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=