Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

278 ски не выражен. В таком случае пространство горы можно связать с Петршиным холмом в Праге, где жила во время написания поэмы М. Цветаева. Но толковать образ подобным образом было бы ошибкой, так как он намного глубже. В первых частях поэмы гора имеет добиблейские черты мировой горы: она находится в центре мира, через нее проходит ось мироздания; на ней отража- ются все элементы космического устройства; на нее нанизаны различные миры, которые могут не пересекаться между собой (Та гора была — миры!/ Здесь есть и суша, и океан:/ Океан в ушную раковину/ Вдруг-ворвавшимся ура!/ Гора бро- салась по’д ноги/ Колдобинами круч [4, с. 335]). В следующих частях превалируют ветхозаветные мотивы рая и грехопаде- ния. Любовь возносит лирическую героиню на гору (в рай) («Гора говорила, что не отпустит/ Нас, не допустит тебя с другой[4, с. 336]), достичь его герои могут только вместе. Но как Адам и Ева лирические герои изгнаны из рая вниз, к людям, где грязь и преступники (Гора горевала о том, что врозь нам/ Вниз, по такой грязи — / В жизнь, про которую знаем всё мы:/ Сброд — рынок — ба- рак). Жизнь здесь временная, шумная. Образ «изгнанных из рая» появляется и в «Поэме конца». Любовь возвышает лирических героев над другими людьми (Просила ж тебя: не сглазь!/ В тот час, сокровенный, ближний,/ Тот час на вер- ху горы/ И страсти [4, с.336]). В начале поэмы лирическая героиня отрицает, что гора – Синай (Не Пар- нас, не Синай —/ Просто голый казарменный/ Холм. — Равняйся! Стреляй! [4,337]). Согласно Библии, Бог явился Моисею на горе Синай и передал десять заповедей. Именно здесь Бог впервые заговорил с ним из горящего тернового куста. В следующих частях поэмы гора как раз достигает размеров Синая. На вершине у лирического героини происходит общение с высшими силами (Не пригорок, поросший семьями, —/ Кратер, пущенный в оборот!/ Виноградника- ми — Везувия/Не сковать! Великана — льном/ Не связать! Одного безумия/Уст — достаточно, чтобы львом/Виноградники за-ворочались,/ Лаву ненависти струя [4, с.337]). Становится понятно, что связующим звеном между миром людей и божественным миром является гора. Возвысится до нее и услышать то, что говорит Бог может лишь поэт, чья лира транслирует божью волю, либо влюбленный. Литература 1. Иконникова, С. Н. Хронотоп культуры как основа диалога поколений / С. Н. Иконникова // Очерки: Сб. науч. тр.– СПб.: С.-Петерб. филос. об-во, 2001.– С. 69–74. 2. Гей, Н. К. Искусство слова / Н. К. Гей.– М.: Наука, 1967. 3. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин.– М.: Ху- дож. лит., 1975. 4. Цветаева, М. И. Собрание стихотворений, поэм и драматических произ- ведений: В 3 т. / М. И. Цветаева.– М.: Прометей.– 1990.– Т. I.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=