Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

277 М. О. Паршутина ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МИРА ПОЭМ МОДЕРНИСТОВ (пространство в поэме М. Цветаевой «Поэма горы») Научный руководитель – кандидат филол. наук, доцент И. В. Ерохина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого История изучения пространства и времени как художественных категорий берет свое начало еще в античности. Одним из первых рассуждает о топосе (прообразе художественного пространства) Аристотель. Но концепция хронопа как фундаментального понятия бытия получила свое распространение гораздо позже – в литературоведении конца ХХ – начала XXI столетий. С. Н. Иконнико- ва утверждает: «каждый факт, историческое событие, художественный памят- ник, …любое явление повседневной жизни неизбежно вписывается в систему пространственно-временных координат» [1, с. 69]. Точка зрения автора, особенности его мышления отражаются в хронотопе, выстраивая неповторимую картину мира. Изучая особенности пространствен- но-временной организации произведения, можно выявить характерные черты метода и стиля писателя. Важнее всего то, что хронотоп служит для создания сюжета и для идентификации жанра произведения. Одним из первых литерату- роведов, кто стал использовать термин «хронотоп» стал М. М. Бахтин. Он ут- верждает, что: «Через ворота хронотопов совершается вхождение личности в мир словесного искусства» [3, с. 235]. М. Цветаевой присуще умение экспериментировать с разными родами и жанрами. Переходной формой на пути между лирикой и эпосом является поэма. Именно это жанр помогает автору в стремлении к самоидентификации, является способом реализовать свое лирическое чувство в его взаимосвязи с миром. Для поэзии символизма характерно вертикальное выстраивание космиче- ского пейзажа, поэмы М. Цветаевой не являются исключением. Мир здесь трехслоен, он состоит из аппозиции низ-верх (Земля – небо) и воздушной про- слойки, которая также является человеческим уровнем мироздания. Помимо воздуха, пространство Земли и пространство неба соединяет один из важней- ших объектов в творчестве М. Цветаевой – гора, образ которой особенно ярко проявляется в «Поэме горы». Данную локализацию в поэме трактовать однозначно нельзя. С одной сто- роны, перед читателем возникает реальное географическое пространство, задан- ное закономерными координатами при помощи оппозиции «низ-верх» (На верху горы;/ Та гора была над городом [4, с. 335). «Низ» в данной оппозиции лексиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=