Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

276 сути, повторяя постулат греческой философии о том, что зло – это незнание до- бра, а поэтому добродетель можно воспитать в каждом человеке. Воспитание патриотизма, как добродетели, предполагает следующие этапы: – развитие гражданского самосознания (изучение прав человека, изучение культурного и исторического наследия, трудовая общественно полезная дея- тельность); – развитие нравственного самосознания (благотворительная и волонтер- ская деятельность) – развитие культурного самосознания (сохранение культурно-историчес- кого наследия) Именно на этапе воспитания культурного самосознания особенную роль в патриотическом воспитании начинает играть региональная культура. Назовем основные культурообразующие черты патриотического воспитания: – участие в сохранении духовного и культурного наследия региона – сохранение и бережное отношение к военно-патриотическому наследию региона – краеведческая деятельность – освоение различных видов народного творчества, характерных для региона – изучение культуры региона, открытие новых культурных фактов и пони- мание перспектив региональной культуры. Такой подход к патриотическому воспитанию имеет важное значение как для региональной, так и для национальной культуры, потому что, благодаря ему может сформироваться региональное самосознание, являющееся отправной точкой для дальнейшего развития региональной культуры [1], а также особый вид деятельности, важный как для социально-экономического, так и для духов- ного развития региона – деятельностное краеведение (термин академика Д. Ли- хачева) [4, с. 159–173]. Культурообразущие черты патриотизма – та сторона патриотизма, как нравственной ценности, на которую редко обращают внимание; однако они имеют особое значение в контексте региональной культуры и патриотического воспитания. Литература 1. Мурзина, И. Я. Феномен региональной культуры: бытие и самосознание: Автореф. дис. … д-ра культурологии / И. Я. Мурзина.– Екатеринбург, 2003. 2. Конт-Спонвиль А. Философский словарь / А. Конт-Спонвиль; Пер. с фр. Е. В. Головиной.– М.: Этерна, 2012. 3. Назаров, В. Н. Прикладная этика: Учеб. / В. Н. Назаров.–М.: Гардарики, 2005. 4. Лихачев, Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев.– М.: Искусство, 2000.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=