Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

275 Д. И. Папазов КУЛЬТУРООБРАЗУЩИЕ ЧЕРТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ Научный руководитель – доктор филос. наук, профессор Е. Д. Мелешко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Актуальность патриотического воспитания становится особенно острой в периоды социально-экономических и ценностных кризисов, а также и в пери- од глобализации, которая, с одной стороны, стирает культурные различия меж- ду национальностями, а с другой – может способствовать потере культурной идентичности. Патриотическое воспитание имеет не только гражданскую, правовую и по- литическую, но и культурную значимость. Особенно заметно это становится в контексте региональной культуры. Понятие региональная культура имеет сложное значение: под региональ- ной культурой понимается вариант национальной культуры, которая представ- ляет собой способ жизни людей, живущих на определенной территории; при этом региональная культура имеет собственную историю, продуцирует собст- венные ценности [1]. Одной из важнейших ценностей национальной и регио- нальной культуры является патриотизм. Патриотизм может рассматриваться как социокультурное явление, которое имеет ярко выраженный нравственный характер, подчеркнутый современным пониманием патриотизма [2, с. 411]: – патриотизм – это любовь к своей Родине при уважительном отношении к другим государствам и культурам – патриотизм предполагает знание собственной истории и усилия по со- хранению исторического наследия. Патриотизм можно рассматривать и как гражданскую добродетель, или как ценность добродетели (Н. Гартман), которая состоит из таких нравственных ценностей как: как законность и солидарность; мужество, храбрость и моральная отвага; нравственное мужество и радость ответственности; послушание, дисцип- лина, формирование характера; направленность на чужую личность и признание ее равного достоинства; любовь к ближнему и самоотречение; вера и предан- ность в дружбе; этос верности; любовь к дальнему, альтруизм и солидарность; любовь к ближнему и любовь к дальнему; жертвенный дар; ответственность, свобода и долг [3, с. 85–97]. Рассматривая патриотизм как добродетель, мы изменяем сам принцип пат- риотического воспитания, которое становится воспитанием добродетелей – по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=