Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

267 прежде всего о так называемой социальной компетентности обучающегося, предполагающей его готовность и способность осуществлять коммуникацию с другими людьми, причем как с одноклассниками, так и с педагогами. В ФГОС ООО четко сформулированы виды коммуникативных универ- сальных учебных действий, среди которых выделяются следующие: 1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель- ность с учителем и сверстниками; 2) умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; 3) умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 4) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с зада- чей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; 5) владение устной и письменной речью, монологической контекстной ре- чью [4]. Наиболее благоприятным возрастным периодом для эффективного форми- рования коммуникативных универсальных учебных действий является подрост- ковый возраст. Изучением особенностей данного возраста занимались многие исследователи: В. А. Крутецкий, Э. В. Леус, В. С. Мухина, А. А. Реан, Д. Б. Эль- конин и др. В работах ученых особое внимание обращается прежде всего на тот факт, что у подростков в качестве ведущего вида деятельности выступает ин- тимно-личностное общение. В.С. Мухина отмечает, что «взаимная заинтересо- ванность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными» [2, с. 432]. Кроме того, актуализируется интерес к товарищам того же возраста, наблюдается усиление дружеских контактов и желания зани- маться совместной деятельностью, осознание, что владение навыками общения и культурой речи позволяет направить свое развитие в положительное русло. Говоря о подростковом возрасте, нельзя не учитывать тех изменений, кото- рые свойственны современным школьникам. Ученые считают, что у современных подростков заметно утрачивается значение реального общения с другими людьми и значительно возрастает роль виртуального взаимодействия, что обусловлено, в первую очередь, изобретением глобальной сети, а также всевозможных гадже- тов (компьютеров, приставок, смартфонов, планшетов и др.). Д. И. Фельдштейн считает, что у детей «отмечается недостаточная социальная компетентность: бес- помощность в отношениях со сверстниками, неспособность решать простейшие конфликты» [5, с. 7]. Это привело к тому, что сегодняшнее поколение стало испы- тывать трудности в проявлении коммуникативных навыков. Кроме того, в современной педагогике появилось понятие «сетевой лично- сти». А. А. Орлов пишет, что в данном случае речь идет о «человеке, личност- ное развитие которого происходит в эпоху интернета, который значительно из- меняет его важнейшие социальные и индивидуальные характеристики, что создает серьезные трудности и риски в процессе социализации подрастающего поколения» [3, с. 13]. Некоторые из этих рисков связаны с трудностями в ре- альном межличностном общении, что говорит о необходимости поиска педаго-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=