Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

266 А. В. Орлова ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРОСТКОВ Научный руководитель – кандидат пед. наук, доцент Е. Ю. Алексеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Современный мир коммуникаций ставит перед человеком задачу эффективно взаимодействовать с обществом, чтобы уметь адаптироваться к изменениям, про- исходящим вокруг нас и благополучно существовать в социуме. Владение комму- никативными навыками является неотъемлемой частью плодотворного взаимо- действия с окружающими людьми, будь это семья, друзья или же работодатель. Умение слушать собеседника, грамотно формулировать свои мысли, находить выход из конфликтной ситуации – все это необходимо формировать в школьном возрасте, чтобы подготовить детей к самостоятельной жизнедеятельности. Ряд нормативных документов в сфере образования определяет перечень результатов освоения обучающимися основных образовательных программ (ООП), среди которых особое место занимают метапредметные результаты в целом и коммуникативные универсальные учебные действия в частности. Фе- деральный государственный образовательный стандарт основного общего об- разования ориентирован на формирование личности, способной «уважать дру- гих людей, вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов» [4]. Концепция развития универсальных учебных действий, в том числе и ком- муникативных, разработана на основе системно-деятельностного подхода, обоснованного в трудах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. В настоящее время этот вопрос рассматривается А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой и др. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий школьников осуществляется в рамках коммуникативного развития личности. А. Г. Асмолов определяет данный процесс как «формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в кол- лективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное со- трудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять сво- бодное общение на русском, родном и иностранных языках» [1, с. 6]. Речь идет

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=