Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

250 тельность, высокая мотивация, ориентированность на практическую деятель- ность и завышенные ожидания от результатов учебного процесса взрослого че- ловека. 2) выбор эффективной и научно-обоснованной методики обучения – то есть преподавателю необходимо на основании перечисленных в первом пункте особенностей взрослого человека грамотно подобрать эффективные приемы обучения [1]. Специалисты, занимающиеся изучением андрагогики, говорят о необходимо- сти учета возрастных особенностей взрослого человека, которые, бывает, носят противоречивый характер. С одной стороны, взрослый человек в виду накопленно- го жизненного опыта способен достигать намеченных целей, имеет обоснованную систему мотивации и большой потенциал для развития личности. С другой сторо- ны, для взрослого поколения свойственен кризис несоответствия между «Я- идеальным» и «Я-реальным». Основными особенностями взрослого человека, влияющими на образовательный процесс, являются следующие: – взрослый человек рассматривает себя с позиции самоуправляемой и са- мостоятельной личности, которая обладает большим жизненным опытом, в том числе, учебным; – взрослый человек наделен высокой и конкретной мотивацией к процессу обучения, обусловленной возможностью решить при помощи учебной деятель- ности проблемы, связанные с профессией, самореализацией и т. д.; – взрослый человек ориентирован на немедленное практическое примене- ние получаемых знаний и умений в профессиональной и повседневной жизни; – взрослый человек имеет повышенные ожидания в отношении результа- тов и качества обучения [9]. Таким образом, учитывая приведенные выше особенности обучения взрос- лых, преподавателю необходимо ориентироваться на следующие педагогиче- ские принципы: практической направленности обучения; самостоятельного обучения; гибкости программ обучения; совместной деятельности; индивидуа- лизации; опоры на опыт. По мнению А. В. Балластова, преподавателя иностранных языков, приме- няющего в своих методиках обучения современные, инновационные техноло- гии, существует целый ряд особенностей обучения взрослых, на которые необ- ходимо ориентироваться преподавателю иностранного языка. К таковым можно отнести следующие: 1) необходимо, чтобы взрослый сам почувствовал потребность к обучению иностранным языком. В случае если обучаемый будет противиться давлению со стороны преподавателя, учебный процесс не будет эффективен, поскольку для овладения новыми языковыми навыками необходимо иметь сильную внутрен- нюю мотивацию; 2) преподавателю следует содействовать тому, чтобы обучаемый изучал именно то, что считает необходимым для себя. Такая свобода выбора взрослого в процессе обучения объясняется его практическим интересом, поскольку в пер-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=