Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

25 коммуникации, умение контролировать свои эмоции, эмпатия, инициативность, умение высказывать свою точку зрения, конструктивно конфликтовать. Исследователь Е. В. Андриенко определяет межличностные отношения как внутригрупповые, имеющие формальную и неформальную структуру, опреде- ляющуюся: а) социальным статусом человека; б) его позицией в системе фор- мальных отношений; в) чувствами, которые испытывают люди друг к другу в процессе совместной деятельности [1, с. 208]. Дисгармония предполагает нарушение в чем либо. Таким образом, дисгар- мония межличностных отношений предполагает отсутствие доверия, понима- ния, дискомфорт в совместной деятельности, наличие дистатанции во взаимо- отношениях, отчужденность, конфликтность, агрессивность, созависимость в отношениях и пр. Таким образом, одной из разновидностей дисгармонии в межличностных отношениях современных студентов нами был выделен со- циально-педагогический феномен – буллинг. Первые исследования буллинга принадлежат скандинавским исследова- телям (Д. Олвеус, П. П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд), позже проблема приобретает интерес исследователей Великобритании (В. Т. Ортона, Д. А. Лэй- на, Д. П. Таттума, Е. Мунте), чуть позже в 90-х гг. ХХ века особое внимание проявили в США. В России первые публикации на эту тему появились лишь в 2005 году. Термин буллинг (bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, на- сильник) – означает запугивание, физический или психологический террор, на- правленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер определяют буллинг как длительный про- цесс намеренного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Е. Ро- ланд, дает следующие определение: « длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации»; Психолог И. Н. Кон: буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. В современных исследованиях выделяется четыре компонента буллинга: агрессивное и девиантное поведение; регулярность этого поведения; отношения неравности власти; умышленность этого поведения. Формы подросткового буллинга могут быть совершенно различными: на- смешки, физические или психологические унижения, вымогательства, бойкот, порча вещей и пр. Еще одним проявлением дисгармонии является – киббербуллинг. Киббер- буллинг осуществляется по средства современных технологий, с целью навре- дить кому-либо. Явление может принимать различные формы от неприятных текстовых сообщений в социальных сетях и/или электронной почте до грубых, злобных записей, сайтов созданных с целью унижения человека. Популярностью кибербуллинг пользуется благодаря анонимности виртуального пространства.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=