Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

249 Опираясь на классификацию возрастных периодов человека, можно опре- делить возрастные границы детского, подросткового, юношеского, взрослого, зрелого, пожилого и старческого возраста. В рамках данной классификации под «взрослым» следует понимать «человека в возрасте от 26 до 45 лет для мужчин и от 25 до 40 лет для женщин» [3, с. 234]. Однако следует отметить, что на се- годняшний день науке не известно однозначное и четкое определение понятия «взрослый человек». В связи с этим в качестве исходного определения можно рассматривать взрослость как возрастной период человека, с которым связано приобретение специфического комплекса социально значимых и продуктивных ролей (профессиональных, семейных, юридических). Также под взрослым по- нимают «социально сформированную личность, которая способна самостоя- тельно и ответственно принимать решения, опираясь на нормы и требования общества», а как субъект общественно-трудовой деятельности взрослый чело- век ведет самостоятельную общественную, производственную, личную жизнь, активно регулируя свое поведение [8, с. 165]. Как показывает практика, образовательная деятельность для взрослого че- ловека представляет собой не основной, а вспомогательный вид деятельности, что качественно отличает требования к образовательному процессу, в том чис- ле, к его психолого-педагогическим условиям. В рамках данной работы под психолого-педагогическими условиями понимается совокупность условий, обеспечивающих эффективность педагогических мер воздействия на развитие личности объекта обучения. Такие условия применительно к обучению взрос- лых должны обеспечивать выполнение следующих требований: – обеспечение преемственности форм организации и содержания образова- тельного процесса между базовым (уже имеющимся у взрослого) и дополни- тельным образованием; – учет специфики возрастного и психофизического развития обучаемого при построении образовательной программы; – способствование формированию и развитию психолого-педагогической компетентности каждого субъекта образовательного процесса; – обеспечение вариативности направлений психолого-педагогического со- провождения [7]. Ролевой набор преподавателя, обучающего иностранному языку взрослых людей, в значительной степени отличается от ролей преподавателя, работаю- щего со школьниками или студентами. Поскольку взрослые учащиеся более самостоятельны в учебной деятельности, способны опираться на личный про- фессиональный и жизненный опыт, функция преподавателя фактически сво- дится к помощи при формировании умений и приобретении нового знания. Можно выделить несколько способов определения оптимальных психоло- го-педагогических условий обучения взрослых: 1) изучение особенностей обучения взрослых и последующее формирова- ние принципов, способствующих успешному обучению иностранному языку – то есть преподавателю необходимо учитывать такие факторы как самостоя-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=