Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

24 Н. С. Бобровникова ПРОБЛЕМА ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Один из ведущих факторов в развитии и формировании гармоничной лич- ности, главенствующим качеством человеческой жизни в целом, выступают от- ношения между людьми. В этом плане особую значимость имеет изучение межличностных отношений в студенческом возрасте. Исследователи опреде- ляют подростковый возраст как переломный и кризисный возраст, как один из сложнейших возрастных этапов (С. Выготского, Л. И. Божович, В. С. Мухиной, Ф. Райса и др.) [4; 3; 10; 6; 7]. Положительные изменения подросткового возраста (самостоятельность, ответственность, социально-значимые контакты и пр.) связаны с отрицатель- ными, критическими явлениями (дисгармоничность личностного развития, не- гативизм, неадекватная самооценка, конфликтность и пр.). Ряд положительных явлений в развитии подростков (повышение самостоятельности, существенные изменения в социальных контактах со взрослыми и сверстниками, развитие ответственности и пр.). Известные исследователи А. П. Краковский, И. С. Кон, X. Ремшмидт, подчеркивают, что разновидность межличностных взаимоотно- шений носят значимый характер для социализации личности, в них развивают- ся основные новообразования возраста [10, с. 284; 11, с. 451; 6; 7]. Межлично- стные взаимоотношения это прежде всего, отношения между субъектами, представляющие результат совместной деятельности и общения. Отличитель- ное качество межличностных отношений, с точки зрения психологического знания, состоит в том, что они являются продуктом взаимодействия, взаимосвя- зи, взаимоотношения [8]. Анализируя психолого-педагогическую литературу [5, с. 110–113] нами бы- ли выделены положительные и отрицательные личностные характеристики. К отрицательным следует отнести: безответственность, самоуверенность, под- верженность влиянию масс и/или отдельной личности, отсутствие эмпатии, страх одиночества, страх конфликтов, подозрительность, неумение выражать свои эмоции, излишний самоконтроль, пассивность, несамостоятельность, ори- ентация на постоянное одобрение деятельности. Стоит отменить, что не сбалан- сированное наличие подобных качеств, способствует формированию виктивного поведения. В свою очередь, к положительным качествам мы отнесли: ответст- венность, добросовестность, самостоятельность, способность к положительной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=