Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

226 Следует также отметить, что существуют определенные виды упражнений, которые необходимо избегать при обучении студентов, имеющих серьезные зрительные нарушения, т. к. они вызовут большие затруднения в выполнении и заставят учащихся чувствовать себя некомфортно, например, найти отличия, описать картинку или то, что окружает человека, сопоставить слово и его опре- деление, прокомментировать график или диаграмму, закончить упражнение с опорой на картинку, заполнить пропуски, расшифровать слова и т. д. Также в работе с такой особенной категорией лиц пригодятся различного рода компьютерные технологии, при возможности, наличие скринридера (про- грамма для чтения экрана), сенсорных устройств с озвучкой или на основе шрифта Брайля, Mp3 плееров, пособий с большими шрифтами, луп с много- кратным увеличением, реальных объектов (для тактильной наглядности), учеб- ных плакатов с большим шрифтом или шрифтом Брайля и аудиокниг [17]. Во время занятий преподаватель должен оказывать помощь особенным студентам, которая им требуется, при наличии у обучающегося ассистента, не- обходимо вести диалог не через него, а напрямую с обучающимся. Особое вни- мание необходимо обратить на обстановку в аудитории, следует контролиро- вать уровень шума, т. к. он будет создавать помехи в восприятии материала и работе над ним у лиц со зрительными сенсорными нарушениями. В учебном помещении не должно быть нагромождения лишних предметов, проходы меж- ду рядами и дверные проемы должны иметь свободный доступ. Студентам с различной степенью зрительных нарушений должно быть выделено просто- рное рабочее место вблизи педагога, чтобы он мог расположить всё необходи- мое для обучения и мог с легкостью обратиться к преподавателю дисциплины при возникновении такой потребности. Во время занятия специалист должен освещать все части урока и выпол- няемые задания устно, давая подробные инструкции, материал урока, необхо- димо выдавать заранее, чтобы слабовидящие или слепые студенты могли с ним ознакомиться и подготовиться к дальнейшей работе. Оценка успеваемости осо- бенных обучающихся может производиться вербально на занятии с пояснения- ми и корректировкой дальнейшего процесса обучения [18]. Таким образом, обучение слабовидящих и слепых студентов в рамках инк- люзивного образования в высших учебных заведениях требует соответствую- щего оснащения, индивидуального плана, адаптированной образовательной программы, подготовки преподавателя и учебного материала с целью создания благоприятной ситуации для успешного овладения материалом. Обучение анг- лийскому языку должно строиться как на индивидуальных особенностях обу- чающихся, так и на методике преподавания английского языка с опорой на тифлопедагогику и тифлопсихологию, с целью достижения наиболее удачного результата освоения указанного иностранного языка и его дальнейшего исполь- зования в профессиональной и бытовой сфере посредством применения аудио- лингвального и коммуникативного методов, способствующих освоению лекси-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=