Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

224 в освоении иностранного языка, т. к. имеют зрительное представление о мире, чего нельзя сказать о слепых с рождения лицах. Соответственно, методика обу- чения английскому языку студентов с выше описанными особенностями будет отличаться подбором методов и видом подачи учебного материала [16]. При обучении английскому языку слабовидящих студентов, т. е. обладаю- щих какой-то степенью остаточного зрения, образовательный процесс должен опираться как на зрительную, так и на слуховую функцию, в свою очередь ра- бота со слепыми студентами должна строиться с опорой на слух и осязание, т.к. при полной потере зрения перечисленные выше функции начинают активно развиваться для того, чтобы заменить утраченное и позволить человеку более или менее полноценно существовать в обществе. У последней категории лиц, с процессом развития усиленного слухового восприятия и на основе приобре- тенного опыта, формируется некий слуховой рисунок или пейзаж, что позволя- ет таким людям иметь пространственные представления о том или ином месте, в свою очередь осязание помогает им тактильно собрать информацию о том или ином предмете путем его ощупывания. Вспомогательными каналами вос- приятия также выступают обоняние и чувство вкуса, которые дополняют кар- тину представлений слепого человека о мире. В связи с тем, что у студентов с нарушением и потерей зрения слуховое восприятие является одним из основных способов получения информации, а также важным средством психического развития, значительную роль в обуче- нии английскому языку таких студентов будет играть аудирование, которое по- зволит им получить образование и освоить необходимые абстрактные научные дисциплины [1, с. 120–124], в том числе и узкопрофильные предметы на анг- лийском языке. Обучение английскому языку студентов со зрительными сенсорными на- рушениями посредством аудирования строится на аудиолингвальном методе, основоположниками которого были лингвист Чарльз Фриз (Fries: 2000; 31) [13] и методист Роберт Ладо (Lado: 2000; 36) [14], в основе которого лежит много- разовое прослушивание аудиозаписей, что ведет к автоматическому освоению материала. Упомянутый метод направлен на улучшение разговорных навыков обучающегося, а его цель заключается в обогащении речи студента лексиче- скими и грамматическими шаблонами посредством различных аудио текстов путем частого повторения, которые позволят ему в дальнейшем реагировать на разговорный язык [6, с. 224]. Работа с особенными студентами на основе описанного метода состоит из нескольких этапов. Сначала ведется подготовка материала и перевод его в ау- дио формат. Запись производится многократно в строгой последовательности с паузами, чтобы студент мог повторить за диктором, и с переводом. Первый аспект, который отрабатывается, это фонетические особенности слов в формате слово – пауза – слово – пауза – перевод. Далее следует работа над вторым ком- понентом – отработка лексики и снятие затруднений в понимании в формате слово – пауза – перевод. Сначала обучающийся слушает запись и повторяет за

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=