Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

223 Как и все образовательные учреждения, высшие учебные заведения стре- мятся создать все условия для обучения студентов с ограниченными возможно- стями здоровья, разрабатывая индивидуальные учебные планы и адаптирован- ные образовательные программы, в основе которых лежит учет индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, направленных на получение особенными людьми качественного образования, которое в последствии послу- жит механизмом для самореализации личности в обществе, а также в профес- сиональной сфере. Обучение слабовидящих и слепых студентов иностранному языку, в том числе и английскому, является сложным и малоизученным процессом. При со- ставлении программ и реализации учебной деятельности преподаватель вуза должен опираться не только на особенности своего предмета и методики его преподавания, но и на основы тифлопедагогики («(от греч. typhlos – слепой и педагогика) – отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения)») [11] и тифлопсихологии («(от греч. typhlos – слепой и психология) раздел специальной психологии, изучающий закономер- ности развития психической деятельности индивида с полностью или частично нарушенным зрением») [3], т. е. узкоспециализированных наук, которые на- правлены на обучение учащихся с учетом их особенностей развития и здоровья. Зрительные сенсорные нарушения разной степени тяжести и различной комби- наторной разновидности создают некоторые препятствия преподавателю для обучения такой категории студентов, а также осложняют взаимодействие с ни- ми, т. к. в данном случае к вышеуказанной категории лиц невозможно приме- нить классический подход в обучении. Преподаватель должен понимать, что студенты с нарушением зрения нуждаются в особенном подходе педагога к преподаванию своей дисциплины с целью ее наилучшего освоения учащи- мися и дальнейшей возможностью воспользоваться полученными знаниями в рамках будущей профессии и в повседневной жизни. Данную позицию разде- ляют американские специалисты К. А. Феррелл (Ferrell K. A.), С. Брюс (Bruce S.) и Дж. Л. Люкнер (Luckner J. L.), которые обобщили полученные ими данные и опыт своей страны в книге под названием «Научно-обоснованная практика о студентах с сенсорными нарушениями» (“Evidence-based practices for students with sensory impairments”) [12]. Для обеспечения качественного образования и оптимизации работы с особенными учащимися специалист должен обладать конкретной информацией о том или ином студенте, имеющем зрительное на- рушение, а именно: степень слепоты, т. к. преподавание дисциплины будет от- личаться, например, учащимся с остаточным зрением могут предлагаться мате- риалы с опорой на зрительную функцию, т. е. крупно-печатные или крупно- шрифтные обучающие материалы, и возраст потери зрения, т. к. позднее ос- лепшие люди, т.е. после 3-х лет, обладают зрительной памятью, богатство обра- зов которой напрямую зависит от времени наступления слепоты, в связи с чем они могут опереться на полученный ими визуальный опыт и использовать его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=