Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

205 В результате экспертной оценки формируется матрица рангов R, затем создается обобщенная ранжировка. Применение методики вычисления медианы или средней ранжировки связано с большой сложностью расчетов, поэтому ис- пользуем более простой метод: метод суммы рангов. Данный метод заключатся в том, что показатели ранжируются по сумме рангов, которые были даны всеми экспертами [4]. Суммы рангов рассчитываются по формуле [4]: , 1    l i ijr ir (2) где i – номер показателя, ;5 , ... ,2,1   mm i l – количество экспертов, 5  l . В таблице 1 представлены результаты ранжирования показателей процесса подготовки студентов к преподаванию занимательных комбинаторных задач. Таблица 1 Ранжирование показателей образовательного процесса Показатель Эксперт, № П 1 П 2 П 3 П 4 П 5 1 1 2 3 4 5 2 3 2 1 4 5 3 1,5 2 1,5 4 5 4 1 3 4 2 5 5 3 4 1 5 2 ir 9,5 13 10,5 19 22 Сумма рангов показывает степень предпочтения показателя. Показатель с наименьшим значением суммы рангов является самым важным, а показатель с наибольшим значением – самым последним по важности. Таким образом, коллективное предпочтение показателей имеет вид: 5 4 2 3 1 П П П ПП     Для определения согласованности экспертов в данном случае используется дисперсионный коэффициент конкордации, т.к. количество экспертов равно пя- ти [4]. Из-за наличия связанных рангов в полученных ранжировках, расчета ко- эффициента конкордации следующий: 47,0 6)535(25 5, 116 12     K , где 5, 116  W – сумма квадратов фактических от- клонений сумм рангов для каждого показателя от среднего значения. Далее оценим значимость коэффициента конкордации. Табличное значе- ние W равно 112,3 для 5 % и 142,8 для 1 % уровня существенности. 116,5>112,3,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=