Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

20 С. Н. Белаусова, С. А. Гришина ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Современное информационное общество нуждается в специалистах, обла- дающих не только теоретической базой знаний, но и способных решать перед собой возникшие практические задачи, получившие название «компетенция» или «компетентность». Понятие «компетенция» состоит из следующих состав- ных частей: умения, навыки, профессиональный опыт, социальная адаптация. Эти составные части образуют поведенческие модели, способствующие выпу- скнику квалифицированно и самостоятельно решать возникшие задачи. Теоретическая подготовка (лекционный материал) призваны обеспечить передачу знаний, умения и опыт практической деятельности закрепляются во время проведения практических и лабораторных работ. Практические занятия предполагают углубление теоретических знаний под руководством преподавателя, овладение методами работы и решение приклад- ных задач. Благодаря этому, студент вырабатывает особый подход по решению каждой задачи, что способствует лучшей адаптации в новых жизненных усло- виях. При подготовке занятия преподаватель старается сделать задания, кото- рые способствовали бы целостному представлению об изучаемом предмете. Лабораторные работы являются важным элементом обучения в вузе. Они со- единяют в себе теоретическую часть и практические работы. В ходе лабораторных работ преподаватель осуществляет методическое руководство, но не выполняет полное вмешательство в учебный процесс. Такой подход развивает самостоятель- ность у студентов, которая необходима для развития будущих профессиональных компетенций. Также лабораторные занятия с помощью проведения экспериментов способствуют углублению и закреплению теоретических знаний [2]. При разработке программы для лабораторной работы преподаватель дол- жен учесть, что студенты, освоившие теоретический материал, не всегда пра- вильно могут применять его на практике. Поэтому при правильном выборе содержания материала и формы организации лабораторной работы, увеличива- ется обучаемость студентов, самостоятельность, познавательная активность и другие немаловажных навыки, способствующие формированию профессио- нальных компетенций. Особенностью практических занятий и лабораторных работ является то, что они способствуют установлению межпредметных связей профильного кур-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=