Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

198 А. В. Малинкина ПОСЛЕВОЕННЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ И. В. СТАЛИНА: ОЦЕНКИ В ИСТОРИОГРАФИИ Научный руководитель – доктор ист. наук, профессор Е. П. Мартынова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Национальная политика является одним из важнейших направлений для эффективного развития современной России, объединяющей множество разных народов. На сегодняшний день основная задача национальной политики заклю- чается в противодействии дезинтеграционным процессам, а также в обеспече- нии гармоничного развитиявсех народов в составе единого и неделимого госу- дарства. Однако в истории России были периоды, когда власть проводила политику и пропаганду антисемитизма с целью решения определенных задач. Одним из таких примеров является послевоенный период правления И. В. Сталина. Вопрос о том, каким антисемитом был И. В. Сталин, неоднозначный, и в на- стоящее время широко обсуждается историками. При этом И. В. Сталин, пуб- лично выступая с заявлениями, неоднократно осуждал антисемитизм. Напри- мер, отвечая на запрос Еврейского телеграфного агентства из Америки 12 января 1931 г., который был впервые опубликован в газете «Правда» № 329 только 30 ноября 1936 г., И. В. Сталин отметил, что: «Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализ- ма» [1, с. 28]. В то же время случаи антисемитизма со стороны вождя были засви- детельствованы современниками и отражены в исторических источниках: пись- мах, записках, делопроизводственных материалах и периодической печати. В данной статье предпринята попытка рассмотреть и проанализировать основные точки зрения в историографии в отношении послевоенного антисе- митизма в СССР. Начнем, пожалуй, с определения термина «антисемитизм». Антисемитизм – отрицательное представление о евреях, неприязнь и предубеждение к ним, ос- нованное на религиозных либо этнических предрассудках, разновидность ксе- нофобии, проявляющиеся на бытовом и государственном уровнях [2]. Считает- ся, что термин был впервые использован немецким публицистом Вильгельмом Марром в 1879 г. в его памфлете под названием «Победа еврейства над гер- манством» [3]. Так как в послевоенные годы в СССР шел процесс укрепления административно-командной системы власти, идеологического закрепощения общественного сознания, то миф о еврее в сознании партии, а, следовательно, и в сознании народа был частью мифа о враге, и в послевоенные годы явился основой для организации политических кампаний антисемитского характера.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=