Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

197 Отметим, что в основу социологического подхода к ценностным ориента- циям была положена трактовка ценностных ориентаций как значимого регуля- тора социального поведения. В числе большого количества концепций зарубежных социологов о важно- сти социальных ценностных норм в ходе регулирования поступков и деятель- ности человека основной интерес представляют две – концепция американских представителей теории функционализма и теории экзистенциализма, которые, по своей сути, почти что полностью противоречат друг другу. Так, в социоло- гической зарубежной литературе, наиболее популярной была тенденция ото- ждествления ценностей нормам и нормативным убеждениям. В таких условиях формируется и развивается конфликт между новыми ис- торическими условиями и социальной ценностной нормой, в итоге которого норма лишается своей регулирующей функции и на ее место становятся другие регулятивные нормы. Что, в свою очередь, предопределяет изменения во всей структуре ценностей, а также ценностных ориентаций не только личности, но и всего общества. Исследователи в сфере ценностных ориентаций молодежи утверждают, что формирование опыта гражданского действия является наиболее значимым направлением личностного воспитания, который позволяет молодежи реализо- вать свои возможности в обществе [2]. В семье, неформальных коллективах, в учебных заведениях, детских со- вместных организациях дети усваивают гражданский опыт. Ослабление или по- теря реальной гражданственности, замена ее лозунгами, а также вульгарным политизированным воспитанием является предпосылкой либо воспитания карь- еристов, либо отлучения детей от социума, к попыткам найти поддержку и по- нимание в антисоциальных и асоциальных неформальных группах. Таким образом, в настоящее время существенной гражданской чертой стано- вится способность к самоопределению, в силу которой человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности. Литература 1. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. О. Дюркгейм.– М.: Наука, 1991. 2. Голуб, А. М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в про- цессе досуговой деятельности / А. М. Голуб // Социально-педагогическая рабо- та.– 2016.– № 4.– С. 53–57. 3. Хилл, Р. Современные тенденции в теории семьи. Социальные исследо- вания / Р. Хилл.– Вып. 4.– М., 1970.– С. 124.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=