Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

194 Социализация – сложно-организационный процесс, переход ребенка в соци- альную среду, развитие у него социальных черт, приобретение им, вследствие, практической деятельности общественного опыта и реализации его личности. На основе анализа психологической, педагогической, социологической, философской, естественно-научной литературы по данной проблеме исследо- вания мы выделили следующие методологические и теоретические основы: о неразрывном единстве биологического и социального в развитии ребенка (С. Л. Рубинштейн), зоне ближайшего и актуального развития (Л. С. Выгот- ский), о целостном подходе к личности как субъекту социальных отношений (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский). Н. Ф. Голованова определяет процесс социализации как формирование сво- его социального опыта, личностных ценностей совместно с педагогами и родите- лями, который не должен характеризоваться только приобретением дошкольни- ком уже готовых форм и способов социальной жизни. Мудрик А. В. рассматривает социализацию как продуктивное выделение до- школьником общественно-социальных норм и взаимоотношений. Он характери- зует процесс социализации как двусторонний процесс, где отмечает пять способов социализации дошкольника (институциональный способ; традиционный способ; стилизованный способ; межличностный способ; рефлексивный способ) [3, с. 624]. Социально-личностное развитие ребенка значительно выделяется в стар- шем дошкольном возрасте. Актуальным является вопрос о социализации ре- бенка в следующих, после дошкольного учреждения, социальных институтах, например, в школе. В настоящее время недостаточно разработаны и адаптиро- ваны условия и способы психолого-педагогического сопровождения процесса социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в ча- стности с общим недоразвитием речи. Поэтому существует необходимость раз- работать ряд критериев и показателей для успешной социализации старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Таким образом, процесс социализации дошкольника с общим недоразвити- ем речи является важным компонентом в личностном развитии ребенка и ха- рактеризуется в данном возрасте как непосредственная социальная адаптация ребенка к окружающему обществу и определенным социальным реакциям. Именно по сформированности процесса социализации определяют уровень со- циального развития ребенка. Литература 1. Иванова, Н. В. Социализация детей в современных условиях / Н. В. Ива- нова // Социальная педагогика.– 2-е изд. перераб.– М.: Просвещение. 2004.– С. 233. 2. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика и социальная работа: Педаго- гическое образование и наука.– СПб.: Детство-Пресс, 2014.– С. 35–38. 3. Мудрик, А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик.– М.; Воронеж: РАО-МПСИ, 2011.– С. 624.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=