Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

193 В. С. Макашова АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Научный руководитель – доктор психол. наук, доцент С. В. Пазухина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации у стар- шего дошкольника на сегодняшний день является достаточно актуальной про- блемой, которая неразрывно связано со следующими компонентами личности ребенка: речевыми особенностями, интеллектуальным развитием и социально- личностным статусом ребенка. Основным условием для формирования процесса социализации у дошко- льника выступает речевое общение. Оно же является неотъемлемой единицей развития и становления личности ребенка. Социальная адаптация дошкольника создает ведущий вид деятельности ребенка, который является направляющим фактором осознания себя [2, с. 37]. Однако, неспособность с помощью речевого общения искать компромисс в решении сложившихся сложных ситуациях, иметь оптимального количества адаптационных форм поведения, как следствие в старшем возрасте такие дети оказываются не социализированными. Причина этому является сложное рече- вое нарушение – общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, дефекты произношения и фонемообразования. Эти прояв- ления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Среди основных проявлений общего недоразвития речи можно выделить ограниченность лексического состава речи, нарушения про- цесса словообразования, сложность усвоения грамматических норм языка, и как результат – сложности овладения процессом социализации. Исследователи Н. В. Иванова, Л. А. Головчиц, Н. Ф. Голованова, М. А. Его- рова, А. В. Кроткова, В. Селезнева, В. И. Селиверстов, Л. Ю. Шамко, С. Г. Шев- ченко и др. выделяют своеобразные характеристики развития процесса социа- лизации у дошкольников с общим недоразвитием речи. По причине нарушений усвоения и адаптации социального опыта, у таких детей социальные представ- ления не сформированы [1, с. 233].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=