Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

187 Р. В. Лопухина, Ю. А. Стрельникова ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ КАК ИСТОЧНИК ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни. В. Г. Белинский Одним из основных принципов в методике преподавания иностранных языков является принцип соизучения языка и культуры, поскольку именно такой подход раскрывает и передает связь человека, языка и культуры. Для методики преподавания русского языка как иностранного также характерно повышенное внимание к проблеме отражения национально-куль- турной семантики (культуроведческого аспекта) в языке [5]. Получение лингвокультурологических знаний иностранными учащимися подразумевает активное использование в образовательном процессе художест- венных текстов, содержащих в себе национально-культурную уникальность российского языкового сообщества. Следует отметить, что в филологическом осмыслении различают термины «художественный текст» и «художественное произведение», а в методике пре- подавания иностранного языка вопрос о разграничении понятий является прин- ципиальным, поскольку этот аспект влияет на целесообразность выбора текстов и разработку соответствующих заданий. В науке художественный текст рассматривают, прежде всего, как единицу культуры, поскольку он погружен в социальное пространство этноса и является отражением жизни народа в данное время с присущими ему традициями, устоя- ми и обычаями. Например: «Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмот- ный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командо- вал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль» (И. С. Тургенев «Отцы и дети»). По мнению Лотмана Ю. М., художественный текст – это «один из компо- нентов художественного произведения, причем крайне важный, без которого существование художественного произведения просто невозможно, но который не является единственным» [3, с. 24]. Таким образом, термин «художественный текст» уже, чем «художественное произведение», включающее в себя историю

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=