Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

185 В работе Т. Л. Мусеридзе «Некоторые причины снижения школьной успе- ваемости в переходном возрасте» выявлены следующие причины неуспеваемо- сти в 5-ом классе: объективные (общая перегрузка учащихся: нерационально составленное расписание занятий, факультативной подготовкой и прочие) и субъективные (снижение работоспособности, свойственное подростку, воз- растные интересы и стремления подростка) [4]. Психолог Анна Прихожан в статье «Учебные трудности пятиклассников» рассматривает следующие причины трудностей, возникающих у пятиклассников: пробелы в знаниях за предшествующий период времени, которые могут быть свя- заны, например, с недостатками развития памяти, внимания, речи; эмоциональ- ный компонент, связанный с преобладанием эмоциональной регуляции; «лично- стные нарушения» (низкая или, напротив, защитно высокая самооценка, прямая или оборонительная агрессивность, чувство беспомощности и др.) [5]. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что причины познавательных затруднений пятиклассников достаточно разнооб- разны. Однако, можно сделать следующий вывод: при организации деятельности пятиклассников для преодоления познавательных трудностей необходимо учи- тывать следующие факторы: 1) состояние физического и психологического здо- ровья учащихся; 2) особенности подросткового возраста; 4) особенности лично- стного развития; 5) условия организации учебной деятельности. Для избегания и преодоления трудностей, возникающих у современных пятиклассников в школьном обучении, О. В. Хухлаева предлагает психолого- педагогические рекомендации для учителей и родителей по работе с детьми [8]. 1) Обращать внимание на чувства, проявляющиеся по отношению к подро- сткам. Ребенок должен понимать, что педагогу не нравятся его действия или поступки, а не он сам. 2) Стиль воздействия и общения с пятиклассниками должен быть автори- тарным, т.е. педагог должен в своей речи использовать глаголы повелительного наклонения (сделайте, откройте, нужно пойти, должны делать…). Это позволит детям почувствовать себя защищенными и уверенными в принятии взрослым ответственности за правильность его решений. 3) Важнейшей задачей педагога становится побудить подростков к самосо- вершенствованию, саморазвитию в значимых для них видах деятельности – учебе, общении со сверстниками и взрослыми, спорте и пр. Для этой цели пе- дагог может использовать любые формы работы – лекции, семинары, тренинги. 4) Обосновывать оценку и критерии ее выставления. Следует учитывать, что он воспринимает отметку как оценку собственной личности, а не как оцен- ку результата своего труда. Но особое чувство обиды и унижения вызывает у подростка сопоставительное оценивание, когда его успехи сравниваются с успехами товарища. 5) Формировать познавательный интерес к учению и положительные мо- тивы через использование интерактивных технологий и современных средств обучения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=