Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

184 Мы же будем связывать познавательные затруднения с учебной успевае- мостью школьников. Под познавательными затруднениями мы будем понимать те трудности, с которыми сталкиваются школьники в учебном процессе, ко- торые необходимо преодолевать для оптимизации результатов учебной дея- тельности. В таком понимании познавательные затруднения, возникающие у учащихся, накладывают «отпечаток» на учебную деятельность. У детей по- нижается интерес к обучению, снижается уровень мотивации, и, как следствие, ухудшается успеваемость. Поэтому так необходимо и важно вовремя увидеть такие трудности и способствовать их преодолению, а для этого, прежде всего, необходимо рассмотреть факторы и причины их появления. Рассмотрим классификацию познавательных затруднений, принятую в пси- холого-педагогических исследованиях: (М. Н. Скаткин, А. М. Гельмонт, Н. И. Му- рачковский). 1) эпизодические – возникают вследствие неусвоения или непонимания конкретных вопросов учебной программы в результате повышенной утомляе- мости, болезни, отсутствия на уроке; 2) устойчивые по отдельным предметам, как правило, наиболее трудным (ма- тематика, языки). Возникают в результате наличия пробелов в знаниях по данно- му предмету в силу различных причин – болезни, использования неправильных приемов учебной деятельности, недостатков мыслительной деятельности; 3) общее отставание в учении по ряду или почти всем учебным предметам на протяжении длительного времени как результат педагогической и психоло- гической запущенности ученика. Эта классификация применима и для диагностики познавательных затруд- нений пятиклассников. Таким образом, можно сделать вывод, что при проведе- нии диагностики познавательных затруднений пятиклассников и выявлению причин таких трудностей необходимо проводить совместную работу с психо- логом, классным руководителем, медицинским работником, с учителями по другим предметам. Каковы же причины возникновения познавательных затруднений у школь- ников? Причины таких затруднений очень разнообразны и связаны с различ- ными факторами. В работе «Школьная неуспеваемость: причины, психокор- рекция, психопрофилактика» Локалова Н. П. выделяет три основные группы факторов: нейропсихологические, психолого-педагогические и психологиче- ские [3]. К нейропсихологическим факторам, например, относятся особенности онтогенеза мозга, к психолого-педагогическим – возраст ребенка, сензитивные периоды развития, к психологическим – уровень умственного развития, осо- бенности темперамента и др. Переход детей в пятый класс сопровождается физиологическими и психо- логическими особенностями, связанными с подростковым возрастом. Ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение со сверстниками, хотя еще и присутствует игровая деятельность. Поэтому особенности этого пе- риода влияют на выделение причин неуспеваемости пятиклассников.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=