Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

183 Н. С. Лобанова АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Научный руководитель – кандидат пед. наук, доцент И. В. Шеханина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Переход детей из начальной в основную школу сопряжен с рядом трудно- стей как социально-психологического характера, так и дидактического. В рабо- те с пятиклассниками необходимо учитывать ряд факторов, которые оказывают влияние на особенности их учебной деятельности. Один из них – влияние вре- мени. Очень интересное исследование было проведено недавно по выявлению психологических особенностей современных пятиклассников [6]. Согласно по- лученным данным, авторы исследования ставят под сомнение основное ново- образование в подростковом возрасте – «чувство взрослости». У современных подростков наблюдается запаздывающее взросление, что приводит к отсутст- вию навыков самостоятельной деятельности. Кроме того, немаловажным фак- тором, влияющим на учебную деятельность, является использование детьми се- ти Интернет. Интернет предоставляет им пространство, альтернативное учебному. Адаптация к новым условиям организации учебно-воспитательного процесса вызывает учебные затруднения и влияет на успеваемость обучаемого. Поэтому педагогам важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать. В жизни человека в целом и в обучении в частности затруднения выпол- няют две основные функции: ограничительную и мотивирующую, каждая из которых может давать и положительный, и отрицательный эффект. В связи с этим выделяют два подхода к пониманию познавательных за- труднений. Первый подход говорит о том, что познавательные затруднения представляют собой элементы школьной неуспеваемости [1, 3, 5, 7]. Интересен и второй подход к трактовке познавательный затруднений, в ко- тором познавательные затруднения рассматриваются не как препятствия, ме- шающие учащимся в учебной деятельности, а как обязательный элемент разви- вающего обучения [2, 9]. Например, в работе Коржуева А. В., можно найти такое определение познавательных затруднений: «это атрибут учебного позна- ния, который неизбежно возникнет, и в этом нет ничего страшного» [2]. По мнению автора, познавательные затруднения могут организовываться самим преподавателем в целях развития личности учащихся, а грамотное сопровожде- ние учителем деятельности по преодолению таких затруднений ведет к моде- лированию будущей профессиональной и социальной деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=