Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

181 и щапить – щеголять [4, с. 137]. Прозвище Щаплёнкович (Щёголевич) в какой- то момент стало звучать как Плёнкович. Есть ещё одна версия происхождения отчества. А. Н. Веселовский предположил, что имя Плёнк – это искажённое слово «франк» (итальянец). Отец Чурилы в былине назван «гостем Сарожани- ном», что означает «заморянин», так называли фряжских купцов из Сурожа (Су- гдеи, современное название – Судак). [3, с. 67, 78–81] Таким образом, значение имени Чурила Пленкович может быть определено как «заморский щёголь». Обустройство дома Чурилы поражает роскошью: «вереи те были всё точе- ные, воротика те всё были всё стекольчатые, подворотенки да дорог рыбий зуб», «да на том дворе-де на Чуриловом да стояло теремов до семи до десяти», «да трои сени у Чурила-де косивчатые, трои сени у Чурила-де решетчатые, да трои сени у Чурила-де стекольчатые» [1]. Мы видим, что для Чурилы важны материальные ценности, причём не умеренный комфорт, а именно роскошь, подчёркивающая высокий статус человека. Щегольство Чурилы проявляется и в его манере одеваться. Одежда у Чу- рилы «драгоценная»: «сапожки сафьянные», «шубка кунья: перва строчка ро- чена красным золотом, друга рочена чистым серебром, третья скатным жемчу- гом», «петельки шелковые, пуговки серебряные», «шапочка семи шелков, во лбу введен был светел месяц, по косицам были звезды частые, на головушке шелом как будто жар горит». Поступки Чурилы указывают на другую моральную ценность: вседозво- ленность (то, что сейчас называют «свободой личности»). В первой былине цикла Чурила проявил себя как браконьер и разбойник. К князю Владимиру пришли челобитчики с жалобой на дружинников Чурилы Пленковича: «А рыбу сарогу повыловили; // Нам, государь-свет, улову нет», «Гуся да лебедя да повы- стреляли,// Серу пернату малу утицу; // Нам, государь-свет, улову нет», «Кунок да лисок повыловили, // Черного сибирского соболя; // Нам, государь-свет, уло- ву нет», «Да стали по Киеву уродствовати, // Да лук, чеснок весь повырвали, // Белую капусту повыломали, // Да старых-то старух обезвичили, // Молодых мо- лодиц в соромы-де довели, // Красных девиц а опозорили» [1]. Во второй былине рассказывается о споре между Чурилой Пленковичем и Дюком Степановичем: «Чтоб проездить нам на конях богатырскиих, - // Немало поры-времени – по три году, // А сменять нам одежицу драгоценную // Каждый день да й с нова наново, // С нова наново да чтоб не лучшую», «Нам разъехать- ся на конях богатырскиих, // А скочить через славную Пучай-реку» [1]. Пред- мет спора говорит о таких моральных ценностях, как тщеславие и чванство. В третьей былине Чурило предстаёт как потенциальный предатель. Шарко- великан – это образ врага-захватчика. Чурило братается с Шарко и не задумы- ваясь рассказывает ему, где можно украсть лучшего коня и оружие «по мощи богатырской». Между тем, когда Шарко говорит, что хочет русскую девушку «уломать», потому что «полюбилась она нешуточно», у Чурило проявляется чванство: он насмехается над Шарко, говоря, что «басурманину» о таком по- мышлять не следует. Шарко-великан показывает истинное отношение врагов-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=