Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

178 я считаю полезным приучать учеников к литературному анализу на более дос- тупных, по мысли и объему, произведениях Пушкина и Гоголя – с тем, чтобы ученики самостоятельно могли применять полученные навыки к анализу про- изведений новейших русских писателей» [4, с. 6]. В современной школе начинает постепенно возрождаться понятие урока словесности. Как особый способ интеграции двух учебных предметов (русского языка и литературы), но не как простое «механическое соединение» [Горшков 2017; 16], а взаимопроникновение частей одной дисциплины в другую. Это обусловлено тем, что у уроков русского языка и литературы есть общий объект исследования – текст, который анализируется с разных сторон (лингвистиче- ской и литературоведческой). В данной статье мы хотим рассмотреть возможность изучения невербаль- ных средств коммуникации в персонажном дискурсе на уроках словесности в старших классах. Для начала рассмотрим понятие невербальная коммуникация. По И. Н. Го- релову, невербальная коммуникация – «это взаимодействие между индивидами без использования вербальных средств (передача информации происходит с помощью жестов, мимики и т. д.), то есть без языковых средств, представлен- ных в какой-либо форме» [2, с. 18]. В качестве иллюстративного материала мы предлагаем проанализировать фрагменты из романа «Анна Каренина» Л. Н. Тол- стого. Моделируя персонажный дискурс, Л. Н. Толстой изображает использо- вание невербальных компонентов речевого взаимодействия. Сферы, где упот- ребляются невербальные компоненты, могут быть различными: 1. Репрезентация чувств и эмоций. Л. Н. Толстой использует жесты для изображения внутренних побуждений и переживаний персонажей, чаще всего – в ситуациях наивысшего эмоционального напряжения. «Вдруг он улыбнулся и радостно взмахнул руками » [6, с. 548]. В этом фрагменте автор использует наречие радостно для того, чтобы добавить элементу невербальной коммуни- кации необходимую эмоциональную окраску. 2. Приветствие или прощание. Приведем примеры: «Поднявшись с диван- чика и передав горничной мешочек, она подала маленькую сухую руку сыну и, подняв голову от руки, поцеловала его в лицо» [6, с. 21]; « – Я иду, прощайте! – сказала Анна и, поцеловав сына, подошла к Алексею Александровичу и протя- нула ему руку » [6, с. 121]. В выбранных нами примерах Л. Н. Толстой использу- ет жест поцелуй руки для обозначения прощания или приветствия, потому что основными участниками взаимодействия являются мужчина и женщина, так как – в XIX веке было принято не пожимать, а целовать руку даме. Также Л. Н. Толстой не называет жест напрямую, а описывает порядок действий, необходимый для его репрезентации. 3. Нейтральные жесты, сопровождающие речь. Такие компоненты невер- бальной коммуникации не несут в себе никаких дополнительных смыслов: «Матвей положил руки в карманы своей жакетки, отставив ногу и молча, доб- родушно, чуть-чуть улыбаясь, посмотрел на своего барина» [6, с. 8].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=