Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

177 Д. Ю. Лебедева ИЗУЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ В ПЕРСОНАЖНОМ ДИСКУРСЕ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ Научный руководитель – канд. филол. наук, доцент Г. Н. Большакова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Педагогическое сообщество (учителя и методисты) давно обсуждают воз- можность возрождения уроков русской словесности. На наш взгляд, необходи- мо различать уроки словесности и интегрированные уроки. Если первый тип является взаимопроникновением одного предмета в другой, то второй – это объединение дисциплин, где всегда можно выделить ведущую и вспомогатель- ные дисциплины, способствующие более углубленному изучению рассматри- ваемого аспекта ведущей дисциплины. Словесность же – это самостоятельный учебный предмет, включающий в себя базовый уровень знаний о языке и лите- ратуре. Уроки словесности – не замена стандартных дисциплин (русского языка и литературы), а изучение их в неразрывном единстве. Словесность справедливо связывают с частью национальной культуры на- рода, а именно – с его речевой культурой, которая включает в себя и нацио- нально специфические правила речевого взаимодействия, и образцовые тексты различных функциональных стилей. То есть словесность, как область научного знания, должна опираться на достижения современной риторики, культуры ре- чи, лингвистики и литературоведения. Впервые термин словесность встречается в «Словаре Академии Российской», где он означает «знание, касающееся до словесных наук» и «способность говорить, выражать» [5, с. 536]. Авторы второй половины XIX века, например А. С. Николь- ский, осмысляют словесность как «совокупность наук», которая образует две науки – грамматику и риторику [1, с. 230]. В начале XIX века, после реформы филологиче- ского образования в России, словесность начинает приобретать черты теоретической науки (см. работы Н. И. Гречи, Н. Ф. Кошанского). В этот период словесность про- должает трактоваться как «способность человека выражать свои мысли и чувствова- ния голосом», но значение расширяется до «всех текстов речевой культуры». Русская словесность как отдельная самостоятельная дисциплина впервые появляется в учебном плане Петербургской гимназии, разработанном в 1811 году. После революции от словесности отделяется русская литература как са- мостоятельная дисциплина. В начале XX века создавались научные и научно- педагогические труды, посвященные русской словесности, но все они были ориентированы более на литературу, нежели на русский язык или синтез этих предметов. Вот что пишет В. В. Сиповский в предисловии к третьей части «Ис- тории русской словесности»: «Вот почему, с педагогической точки зрения,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=