Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

165 Д. Ю. Костионова, А. В. Мишина, Т. Е.Сиголаева КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Современное общество нельзя представить без передачи информации друг другу, обмена опытом и общения в целом. Коммуникация позволяет осуществ- лять это взаимодействие. Любой преподавательский состав в своей деятельности находится в перио- дическом общении (с коллегами, учениками, сотрудниками и т. д.), поэтому коммуникативная компетентность является обязательным условием профес- сионализма в данной профессии. Важной составляющей общей профессиональной компетентности педагога выступает непосредственная связь с эффективностью взаимодействия окруже- ния и педагога [3]. Следует отметить, что коммуникативная компетентность начинает свое становление в результате социализации человека. Изучением коммуникативной компетентности педагога, ее функций и структуры занимались такие исследователи как Петровская Л. А., Клюева Н. В., Казаринова Н. В., Куницкая В. Н. и др. В исследованиях коммуникативной компетентности педагогов чаще всего научному анализу подвергались комму- никативные навыки и умения педагога (Маркова А. К., Бодалев А. А., Кан-Калик В. А., Конев Ю. А. и др. [4, 5]. Коммуникативная компетентность преподавателя – это способность целе- направленно использовать речевые и неречевые средства коммуникации для решения задач педагогического общения [2]. Преподаватель, осуществляющий педагогическую деятельность должен ясно выражать все свои мысли в ходе преподавания дисциплины. Чаще всего педагоги используют вербальные средства коммуникации (письменная и устная речь), приходится много объяснять и рассказывать, что в свою очередь приво- дит к использованию средств языка, соответственно языковым нормам, педаго- гической речи. Педагогическая речь представляет собой необходимую составляющую коммуникативной компетентности педагога, так как четко сформированная и слаженная дикция необходима в образовательной деятельности [1]. Также педагог должен осознавать не только то, как он говорит, но и то, что он говорит, поэтому еще и существуют нормы компетенции. В профессиональную компетентность преподавателя входят: – Уровень знаний в своей области;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=