Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

159 быть единственным вариантом выражения своих желаний, единственной воз- можностью передать необходимую информацию. Большинство невербальных форм общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодей- ствовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях [11]. Успешная адаптация детей с РАС к требованиям общества во многом зави- сит от уровня сформированности их коммуникативных способностей. Опреде- ления, структуру и методы исследования рассматриваются в трудах таких уче- ных как И. Р. Алтуниной, А. А. Бодалева, Г. С. Васильева, Э. А. Голубевой, В. А. Кольцовой, А. А. Кидрона, Л. А. Михайлова. Например, Л.А. Михайлов рассматривает коммутативные способности как способность личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности [10]. Что касается коммуникативных способностей подростков с РАС, то они носят явно искаженный характер. Нередко ребенок не понимает необходимость общения. У таких детей наблюдаются трудности с началом и поддержанием коммуникации, также пониманием смысла сообщений. Отмечаются нарушения таких компонентов коммуникативных способностей как эмпатия (способность к сопереживанию), социально-психологическая адаптация (недостаточность понимания взаимосвязи окружающего мира, быстрая истощаемость). Для детей с РАС нарушение взаимодействия с другими людьми, возмож- ность выражения собственного мнения, желаний приводит к значительному нежелательному поведению. А как отмечается различными отечественными и зарубежными специалистами в данной области-нарушение поведения являет- ся одной из основных проблем, которое впоследствии приводит к значительно- му ухудшению в формировании коммуникативных навыков. Коммуникативные навыки у при РАС развиваются со значительным отли- чаем от типично развивающихся сверстников. Такие дети с раннего возраста демонстрируют отчужденность, отсутствие реакции на внешние воздействия, особая ранимость при контакте с окружающей средой. Им свойственна некая пассивность, инертность, ограниченность в интересах. Накопленный опыт спе- циалистов разных стран позволяет сделать вывод, что формирование коммуни- кации при РАС можно отнести к главной проблеме нарушения психоречевого развития. Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее выраженными рас- стройствами поведения, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности. Современные инструментальные возможности позволяют выявить морфологи- ческие и биохимические изменения, лежащие в основе дисфункций работы мозга при РАC [4]. Специфические расстройства речи исследованы и охаракте- ризованы во многих трудах ученых. Например, L. Kanner (1943) первым выде- лил такую особенность речи как эхолалию, проявляющуюся в буквальном по- вторении вопросов, услышанных фраз с полным сохранением не только слов, но и интонации. Некоторые слова и фразы произносятся не для того, чтобы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=