Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

158 Анализируя различные источники, можно отметить, что тема РАС начала привлекать внимание отечественных специалистов примерно с конца 60-х го- дов. Первоначально ей занимались детские психиатры (С. С. Мнухин, А. Е. Зе- ленская, Д. Н. Исаев, 1967; О. П. Юрьева, 1970; М. Ш. Вроно, 1976; В. М. Ба- шина, 1980; В. Е. Каган, 1981; К. С. Лебединская с сотр., 1981). Только с 70-х годов аутизм начали рассматривать с точки зрения психологии. В этот период осуществляется активный поиск новых форм помощи таким детям. По инициативе К. С. Лебединской в Институте Дефектологии АПН СССР (сегодня Институт коррекционной педагогики РАОО для экспериментальной работы с детьми с РАС с 1975 года начинают привлекаться первые психологи. К. С. Лебединской в 1978 году создает первую в стране группу специалистов по изучению проблем, связанных с РАС и последующему оказанию корректи- рующей помощи [6]. По мнению большинства отечественных авторов, (Е. Р. Баенская, Н. С. Де- микова, М. Л. Морозов, С. А. Морозова, Н. И. Праведников, И. Н. Татарова, М. И. Лисина, О. С. Никольская) и зарубежных авторов (L. K. Koegel, R. L. Koegel, Stephen von Tetzchner, Harald Martinsen, B. A. Taylor) одно из основных нару- шений, препятствующих успешной адаптации детей с РАС является недостаток коммуникативных навыков. Прежде, чем определить проблему формирования коммуникативных навы- ков у детей с РАС, необходимо разобраться в понятии коммуникации в целом. Изучение коммуникации человека и его коммуникативных способностей на тео- ретическом уровне велось такими учёными как А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Г. М. Андреева, М. С. Каган и др.). Подробно коммуникативные нарушения при РАС описывает А. В. Хаустов в своей научно-исследовательской работе «Фор- мирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом» [11]. А. В. Хаустов определяет, что коммуникация одновременно является и процессом передачи информации, и активным обменом ею. В то же время, при формировании коммуникативных навыков важно учитывать именно техни- ческую сторону, то есть фиксировать сам факт передачи информации. Средст- вом передачи информации служит знаковая система. В зависимости от исполь- зуемых знаковых систем выделяют два вида коммуникации: вербальную и невербальную [11]. Вербальной коммуникация в качестве знаковой системы используется речь и предполагается понимание и изучение языка. Она по способам передачи ин- формации имеет гораздо больше возможностей, чем все виды и формы невер- бальной коммуникации, однако не может полностью заменить ее. Развитие вер- бальной коммуникации строится на невербальном взаимодействии. По мнению исследователей, речь является самым универсальным средством коммуникации. Невербальная коммуникация – это общение с помощью мимики, взгляда, жестов. Если нормотипичные дети используют невербальную коммуникацию как дополнительный способ выражения эмоций, чувств, как замену некоторых высказываний, то для ребенка с РАС невербальный способ общения может

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=