Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

150 Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский писал: «…глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы, в целях удобства, подбира- ем однородные коллективы умственно отсталых детей. Делая это, мы идём не только против естественной тенденции в развитии этих детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем умственно отсталого ребёнка коллективного сотруд- ничества и общение с другими, состоящими выше него, детьми, усугубляем, а не облегчаем ближайшую причину, обуславливающую недоразвитие его высших функций» [3]. Эти слова Выготского применимы ко всем детям с ОВЗ. Основой социальной адаптации такого ребенка является овладение эле- ментарной грамотой, способностью к запоминанию, счётом, развитой речью, развитие эмоциональных процессов и чувств, оказывающее влияние практиче- ски на все познавательные процессы, на его восприятие окружающего мира в дальнейшем. Полноценное проживание этого периода, его позитивные про- явления, по утверждению Выготского, основания для дальнейшего развития в соотношении интеллекта и аффекта [3]. Необходимо позволить учителям и обучающимся младшим школьникам не испытывать неудобств в условиях социальной среды школы и рассматривать адаптацию, как способствующей обогащению среды обучения. Инклюзивная практика предполагает повышение качества жизни младшего школьника с задержкой психического развития и его семьи, не ухудшая в то же время качества жизни других участников образовательного процесса. Предпо- лагает создание необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всеми без исключения детьми независимо от их инди- видуальных особенностей, учебных достижений, языка, культуры, их психиче- ских и физических возможностей. Нам представляется возможным исследовать процесс и результат адаптации в широком аспекте с точки зрения перспектив развития личности на базе МОУ «Санталовская СШ» Ясногорского района Тульской области. Основная причина введения детей в исследуемую группу – обращения родителей (законных представителей) и учителей начальных клас- сов данной образовательной организации, заключающиеся в наличии «школь- ной неуспеваемости», «повышенной утомляемости», «отвлекаемости», «гипе- рактивности». На основе полученных данных по проведённой диагностике уровня адаптации обучающихся с ЗПР мы сделали вывод о том, что данный процесс проходит для них неблагоприятно, что требует проведения коррекци- онно-развивающей работы с учётом особенностей инклюзивного образования. Литература 1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для вузов / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Ку- ренкова.– М.: Академия, 2012. 2. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман.– М.: Владос, 2013.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=