Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

149 нарушений развития ребёнка. Как продолжение этого пути – понимание движе- ния к норме и дальнейшее следование по этому пути. В последнее десятилетие наблюдается увеличение числа детей с наруше- ниями в психическом и соматическом развитии. Задержка психического разви- тия – одно из наиболее распространённых форм психических нарушений и представляет собой незрелость эмоционально-волевой сферы у детей. Проис- ходящие нарушения имеют обратимый характер. У таких детей мышление не- зрелое, нехватка базовых знаний, преобладают игровые предпочтения. Механизмы социализации личности детей с ЗПР, включение этих детей в систему общественных связей и отношений является адаптацией. Младший школьник умеет работать и подчиняться условиям совместной деятельности детей в условиях новой социальной среды школы, её новых требований, умеет разрешать конфликты, преодолевает трудности, не впадает в состояние фруст- рации – всё это является высокими показателями социальной адаптации [5]. Процесс адаптации непрерывен, поскольку меняется социальная позиция ребёнок становится учеником, у которого есть обязанности делать уроки, при- ходить вовремя в школу, быть внимательным и организованным. Вместе с тем происходит смена ведущего вида деятельности – учебной, построенной на ос- нове произвольных усилий ребёнка. Важную роль в непрерывном процессе адаптации играют отношения учителя и обучающихся. Учитель должен созда- вать условия для эмоционального комфорта, вовремя заметить дискомфорт ре- бёнка, доброжелательную атмосферу в классе для развития у детей уверенности в себе. Сдерживание двигательной активности инициативного ребёнка и акти- визация вялых детей – важное условие адаптации [1]. Проблема адаптации ребёнка к школе рассматривалась исследователями, которые выделяют критерии: успешность обучения, положение в структуре межличностных отношений, успешность социальных контактов; механизмы и показатели адаптации: форсированность адекватного поведения, установле- ние доверительных отношений, как со сверстниками, так и с педагогами, ос- воение навыков новой социально значимой деятельности. Венгер А. Л. рас- сматривает адаптацию как многоплановый процесс, который обеспечивает успешное овладение умениями и навыками и нужными качествами личности. Венгер выделяет уровни такой адаптации: высокий, средний и низкий. В на- стоящее время заметно чрезмерное акцентирование в диагностике и коррекции интеллектуальной недостаточности детей с ЗПР, но основной задачей образо- вания в современном инклюзивном классе признаётся создание условий для их успешной адаптации и социализации [2]. Т. В. Дорожевец разработал модель адаптации к обучению в школе. Адап- тация по этой модели происходит так: академическая, которая характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам школьной жизни; социальная адаптация, которая отражает успешность вхождения ребёнка в новую социаль- ную группу; личностная адаптация, характеризующая уровень принятия ребён- ком самого себя как представителя новой социальной общности [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=