Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее
144 И. В. Карасев АНТРОПОНИМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В НОВЕЛЛАХ ЛЕМОНИ СНИКЕТА Научный руководитель – доктор филол. наук, профессор О. Д. Вишнякова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Изучение антропонимов художественного текста является одним из наибо- лее актуальных направлений ономастики на современном этапе. Имя персонажа служит неотъемлемым элементом формы художественного произведения, одним из средств, создающих художественный образ. Цель данной статьи – изучение ономастического пространства некоторых новелл Лемони Сникета (псевдоним Дэниела Хэндлера) серии «33 несчастья» (“A Series of Unfortunate Events”) и рас- смотрение основных функций встречающихся в них антропонимов. Именам собственным отводится важная роль в художественном произве- дении, поскольку по ним читатель может составить собственное мнение о про- исхождении, образование и интересах автора, традициях использования имен в определенный исторический период, влиянии общественно-исторических ус- ловий развития и культуры на состав и функционирование собственных имено- ваний. «В художественной литературе стилистически значимой оказывается и речевая, и энциклопедическая, и языковая информация имени. Вплетаясь в единую художественную ткань, они вносят много дополнительных сведений, порой недоступных для понимания при первом прочтении произведения» [3, c.121]. Возникает необходимость рассматривать этимологические свойства, звуковой состав, место и особенности употребления имен в конкретном тексте. Каждый автор индивидуально подходит к формированию ономастического пространства своих произведений, поскольку одними из ключевых единиц тек- ста, участвующих в создании языковой и художественной картин мира, являются антропонимы. «Этот факт, несомненно, объясняется количественным преобла- данием и функциональным превалированием антропонимии в художественном тексте, что, в свою очередь, находит объяснение в принципиальной антропоцен- тричности художественного текста. Следует признать, что изучение литератур- ной антропонимии – это магистральное направление в современной литератур- ной ономастике» [4, c. 116]. Реализация имен собственных в литературно-художественном пространст- ве обусловлена не только выполнением их основных функций (номинативная, идентификационная, дифференцирующая), но и решением художественно- стилистических задач. Имя собственное как таковое содержит имплицитные и ассоциативные характеристики, которые реализуют свой стилистический по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=