Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

139 В работах П. П. Блонского, А. Р. Лурии, Ю. А. Самарина, П. А. Шеварева большое внимание уделялось изучению ассоциаций (ассоциативный экспери- мент как способ изучения познавательных процессов). В настоящее время изменилось понятие ассоциации – это не только связь между явлениями созна- ния, но и важнейшая функция, без которой невозможна динамика психических процессов. Благодаря положениям теории поэтапного формирования умственных дей- ствий и понятий П. Я. Гальперина, концепции учебной деятельности Д. Б. Эль- конина и В. В. Давыдова современные исследователи изучили систему психоло- гических условий, необходимых для формирования комбинаторного мышления, на основе чего разработали программу обучения обобщенному способу решения комбинаторных задач. В работах современных психологов (А. Н. Бондарев, И. В. Литвиненко, А. Е. Соболев и др.) рассматриваются особенности формирования когнитивных процессов при умственной отсталости, влияние различных видов деятельности на развитие когнитивных функций, а также специфика и технологии индивиду- ального сопровождения ребенка с интеллектуальной недостаточностью [1; 3; 6]. В ранние возрастные периоды роль когнитивного развития становится ос- новополагающей для формирования высших психических функций. Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возрас- та является переход психических познавательных процессов ребёнка на более высокий уровень. Это связано с тем, что ведущей деятельностью младших школьников становится учебная, которая в свою очередь, требует от ребенка особой рефлексии, выражающейся в анализе учебных задач, контроле и органи- зации исполнительских действий, а также контроле над вниманием, памятью, мысленным планированием и решением задач. Однако, в практике встречаются случаи, когда нормальное течение позна- вательного развития затрудняется, появляются сложности восприятия объектов окружающей действительности, недостаточная концентрация, маленький объ- ем, трудности распределения и переключения внимания, низкий уровень разви- тия функций запоминания, ограниченность воображаемых образов, снижение операциональных показателей и динамики процессов мышления. Такие нару- шения наиболее часто выступают симптомом при психических заболеваниях, а также при психическом недоразвитии. Клинические варианты данных рас- стройств чрезвычайно многообразны. Наиболее глубокий дефект формирова- ния мыслительной деятельности отмечается при психическом недоразвитии, а именно при умственной отсталости, так как данное нарушение обусловлено церебрально-органическим повреждением мозговых структур и носит ком- плексный характер. Поступая в специализированную школу, такие дети сталкиваются с целым рядом проблем. Так, у них отмечаются трудности в организации своей учебной и коммуникативной деятельности, а также поведения в силу тяжести поврежде- ний и индивидуальных особенностей развития.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=