Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

138 А. А. Кабанова К ВОПРОСУ О КОГНИТИВНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Научный руководитель – кандидат психол. наук, доцент Н. А. Степанова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого С древних времен человек стремился не только воспринять окружающий его мир как должное, но и осознать его, вникнуть в суть предметов и явлений, объяснить смысл своего существования. Понимание человеком сущности мира обеспечивается слаженной работой всех структур головного мозга. Формиро- вание сознания, сознательной деятельности происходит под влиянием обучения и полноценным развитием когнитивных процессов. Под когнитивным (познавательным) развитием понимается взаимообу- словленное и взаимосвязанное развитие всех видов мыслительных процессов, к которым относятся: восприятие, память, формирование понятий, воображе- ние, логика, решение задач, речь [4, с. 183]. Вопросами изучения когнитивного развития и формирования познаватель- ной деятельности занимались известные зарубежные исследователи: Д. Бьерк- лунд, А. Валлон, Х. Вернер, Ж. Пиаже и др. Так, по определению Д. Бьерклун- да, когнитивные процессы – это процессы, помогающие нам «понимать» окружение, приспосабливаться к нему, включающие внимание, восприятие, научение, мышление и запоминание – т. е. недоступные наблюдению события и процессы, характеризующие человеческий разум. Термин «когнитивное раз- витие» означает изменения, происходящие в умственных способностях детей в течение их жизни [7, с. 12]. Ж. Пиаже создал теорию когнитивного развития, а также выделил возрастные периоды развития когнитивных функций и стадии развития интеллекта [5]. В отечественной психологии изучением когнитивной сферы занимались мно- гие выдающиеся исследователи: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальпе- рин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, С. Я. Рубинштейн, Ю. А. Самарин, П. А. Шеварев, Д. Б. Эльконин и др. Л. С. Выготский, исследуя стадии исторического и онтогенетического раз- вития мышления и овладения понятиями, подчеркивал важную роль символи- ческой деятельности ребенка в развитии высших корковых функций. Он уче- ный отмечал, что эта деятельность, форма психологического сотрудничества, должна превратиться в «… индивидуальный способ поведения, перенеся внутрь психологической системы ребенка ту структуру, которая и при переносе сохра- няет все основные черты (своего) символического строения» [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=