Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

135 А. И. Интинтиева ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ Научный руководитель – доктор пед. наук, профессор А. А. Орлов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого При переходе в пятый класс, жизнь ученика начальной школы кардиналь- но меняется. Если раньше был один кабинет и один учитель, то теперь нужно быть самостоятельнее, на порядок взрослее и становиться более ответственным. Меняется классный руководитель, появляются новые незнакомые предметы и учителя, которые их преподают. Теперь обучение происходит не в обособ- ленном мирке своего кабинета, а в мире всей школы. С этого момента ребенок как – бы прощается с детством, начиная свой путь к неизбежному взрослению. Многие пятиклассники спокойно переносят процесс перехода из началь- ной школы – быстрее втягиваются в процесс обучения, быстрее запоминают материал и, в целом показывают положительную динамику. В противовес им, многие дети, переходя в пятый класс испытывают стресс. Их гнетет новый ка- бинет, обилие новых предметов, «страшные» незнакомые учителя. Как следст- вие, дети становятся агрессивными либо же излишне стеснительными, снижа- ется аппетит, ухудшается сон. Дети начинают хуже учиться, становятся расхлябанными и рассеянными [3]. По статистике, трети до половины учеников пятого класса боятся учителя и испытывают трудности в общении с ним. С другой стороны, родители еще больше усугубляют положение детей, заставляя получать только наивысший балл. Это приводит к страхам, неуверенности в себе, заниженной самооценке и тревогой по поводу негативных оценок. В этот период, родителям наоборот стоит обратить особое внимание на климат в семье и всячески поддерживать пятиклассника, поскольку как раз в период адаптации проявляются желания получать только хорошие отметки либо проявить себя с наилучшей стороны. Этот период как раз отличается высокой активностью ребенка. Успешное привыкание пятиклассника к окружающим его новшествам во- многом зависит не только от зрелости, но и от климата в коллективе. Большую роль играет возможность заводить дружественные отношения, методика обще- ния с учителем. Но, порой, могут возникать сложные новые ситуации и школь- нику необходимо быстро на нее реагировать, соблюдая школьные правила. Ниже представлен перечень различных ответов пятикласников на вопрос – «Почему школа стала сложнее?»:  Незнакомые учителя, их много и тяжело начала запоминать их имена;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=