Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее
133 «Целью обучения информационной безопасности (ИБ) в средней школе яв- ляется приобретение учащимися по окончании школы компетенций в области ИБ, позволяющих успешно социализироваться в информационном обществе. Важно чтобы у учеников сформировалось целостное представление о предмет- ной области обеспечения информационной безопасности, включающее такие со- ставляющие как информационная безопасность на всех уровнях (детей, лично- сти, общества, государства, международная информационная безопасность)» [1]. Предметная область информационной безопасности должна включать раз- нообразные понятия: информационная атака, антивирусная защита, компью- терная зависимость, управление массовым сознанием, информационная этика, компьютерные преступления, информационная экология и т. д. Важно распре- делить введение этих понятий на все этапы обучения информационной безо- пасности в школе, постепенно формируя не только умения, обеспечивающие ИБ личности, но и мировоззрение обучающегося, помогающее противостоять информационным угрозам. Понятие «информационная безопасность» принято рассматривать и в ши- роком смысле (защита от угроз, исходящих от организованных информацион- ных потоков, воздействующих на различные общественные структуры), и в уз- ком (безопасность самих информационных потоков и защита каналов приема и передачи) [1]. В образовательных стандартах основной и старшей школы вводится поня- тие «информационная безопасность», однако, раскрывается оно в основном с точки зрения защиты информации. Не стоит задача рассмотрения этого поня- тия для формирования правовой и этической культуры учащихся или с целью воспитания неприятия девиантного поведения в сети, или воспитания комму- никативной культуры. Методисты отмечают, что в учебниках информатики понятие «информаци- онная безопасность» обычно трактуется в узком смысле. «Под информационной безопасностью понимают защищенность информации и поддерживающей ин- фраструктуры информационной системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанес- ти ущерб субъектам информационных отношений, имеющих место в рамках данной информационной системы» [2]. Актуальность проблемы обучения школьников безопасности в информа- ционной сфере определяется следующими противоречиями: возросшие требования современного информационного общества к лич- ности школьника в области осуществления информационной деятельности по сбору, обработке, передачи информации и возрастанием степени информаци- онных угроз, которым подвергается учащийся в процессе информационной деятельности; увеличивающейся значимости вопросов информационной безопасности личности школьников, защиты, адекватному восприятию и оцениванию ин-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=