Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

128 Следовательно, аудирование – это и цель, и средство обучения. Такой точ- ки зрения придерживается Л. Г. Беликова [3, с. 33]. Под говорением понимается продуктивный вид деятельности, без которого невозможно изучение иностранного языке в целом. С точки зрения зарубежно- го исследователя С. Торнсбери, следует выделять две основные цели говорения на иностранном языке: – чисто деловую цель, направленную на умение предоставить какую-либо услугу человеку; – межличностную целью, т. е. умение устанавливать определенные отно- шения с собеседником [14, с. 13]. Обучение говорению в процессе изучения иностранного языка дает воз- можность учащимся в будущем поддерживать контакт в процессе общения на иностранном языке, запрашивать необходимую информацию, выражать свою точку зрения. Иначе говоря, если человек овладел навыком говорения на ино- странном языке, можно утверждать, что он полностью достиг коммуникатив- ной компетенции, которая подразумевает способность и готовность к общению на иностранном языке согласно целям и ситуации общения. В настоящее время имеется большой педагогический опыт обучения ауди- рованию и говорению в различных группах учащихся. Об этом говорит наличие множества методических пособий, систем упражнений в современных УМК. Но, несмотря на весь большой опыт, обучение аутентичному речевому поведе- нию остается до сих пор очень сложной задачей. В связи с этим преподаватели должны создавать новые или адаптировать уже существующие модели работы с аудиотекстами, учитывая возрастные особенности учащихся, их языковой уровень, специфику учебного заведения, временные рамки занятий на уроке и т.д. [8, с. 228]. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что аудирование и го- ворение являются видами речевой деятельности, относящейся к устному типу речи. Несмотря на их различия (аудирование – это рецептивный вид деятельно- сти, говорение – продуктивный вид), ученые склоняются к их совместному ос- воению. Поэтому аудирование и говорение анализируются, как правило, с точ- ки зрения комбинированного речевого умения. Цели аудирования и говорения в комбинированной деятельности заключаются в выработке аудитивных уме- ний (слухо-произносительные и лексико-грамматические умения). Цели гово- рения в этом случае – деловая и межличностная. Видео – это один из наиболее распространенных источников образова- тельной аутентичной информации. Под видеоматериалами Н. Н. Сергеева по- нимает «записанную на видеопленку или электронный носитель информации любую телевизионную продукцию, сочетающую зрительный и звуковой ряды, характеризующуюся ситуативной адекватностью языковых средств, естествен- ностью лексического наполнения и грамматических форм» [12, с. 148]. Другими словами, к видеоматериалам следует относить любую телепро- дукцию (например, новости, ток-шоу, рекламные ролики), включая художест-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=